0

«Все побежали, и я побежал»

05Какая сегодня самая обсуждаемая тема в нашей внутриполитической жизни? Ну, конечно же, внезапный и молниеносный рост цен на практически все продукты питания и основные товары, пользующиеся постоянным потребительским спросом. Ещё до наступления нового года в условиях небывалого ажиотажа резко взлетели цены на бытовую технику и электронику, а после праздничных каникул дошла очередь и до продуктов.

Причины повального подорожания обсуждаются, анализируются, делаются попытки как-то его объяснить и даже предотвратить. А мы решили сами проверить, как и почему поменялись ценники в черепановских магазинах.

С техникой всё более-менее понятно. Даже та, что выпускается в России, содержит импортную «начинку», и подорожание ещё можно объяснить объективными причинами — падением мировых цен на нефть и неминуемым ослаблением рубля. Правда, рубль падает уже довольно давно и не так уж обвально, его курс по отношению к доллару скорее колеблется, а почему же цены на холодильники, телевизоры, компьютеры и далее по списку взметнулись разом и так высоко? Всё просто. Владельцы оптовых компаний «подстелили себе соломку»: организовав потребительский психоз, подогнав цену под новый валютный курс, обеспечили себе сохранение в ближайшем будущем доходов за счёт покупателя, заодно очистив рынок от устаревших моделей техники. Розничные продавцы — магазины — тоже никак не пострадали. В считанные дни покупательской паники им вдруг выпала удача резко увеличить выручку и почти полностью обновить ассортимент, хотя уже по другим ценам. Правда, при этом ценники на то, что не продали, тоже заодно переписали.

— За два дня декабря у нас с прилавков смели почти всю крупную бытовую технику, — говорит владелец магазина «Меркурий» Владислав Канин. — Не успевали завозить! Уже по другой цене. Но мы свою торговую надбавку не поднимали, как была, так и есть — 15 процентов. А вот оптовики повысили отпускные цены на 60 процентов, а то и 80.
В подтверждение нам показали накладные, и в них легко читается, что, например, в удорожании холодильника на 12 тысяч рублей доля магазина — всего две тысячи. В другом магазине того же предпринимателя — «Мастер-строй» — по новой цене продаются только те товары, что завезены вновь. Тут ажиотажа не случилось: не всякому придёт в голову запастись впрок на многие годы и в большом количестве унитазами, линолеумом или кафельной плиткой.
Но если покупать телевизор, электроплиту или травокосилку человеку за всю жизнь потребно всего несколько раз, то кушать хочется каждый день как минимум. Отправляемся по продовольственным магазинам: что там? Да что-что, то же самое! Вот подшучиваем над «старыми людьми», над их привычкой делать запасы, а с них пример брать надо. Ясное дело, на всю жизнь не запасёшься, но вложить, если есть, часть своих денег в мешки сахара, популярной крупы, в бутыли растительного масла и другое не сильно быстро портящееся — вот-вот, совсем недавно, означало здорово сэкономить и хоть немного на время облегчить себе трудные времена. Но отвык народ от продуктового дефицита, избаловался мелкой тарой!
Ну, тогда, народ, получай! Конечно, отследить изменение цен на все продукты кряду нам, конечно, не под силу, остановились на самых ходовых — из той самой потребительской корзины. Гречку не стали замечать принципиально — про неё ещё в ноябре много лапши на уши вешали, мол, не скупайте, у нас её есть-не переесть, цена упадёт и останетесь в дураках. Кто-нибудь помнит, чтобы у нас цены после повышения возвращались на прежнее место?
Среди круп ощутимее всего подорожали рис и пшено — в среднем рублей на 8-10 за килограмм. Ну правильно, английский завтрак из овсянки у нас упорно не хочет приживаться.
Горше всего в настоящий момент видеть ценники на то, что обеспечивает нам сладкую жизнь, — сахар. Ещё осенью его на варенье брали по 35 рублей за кило, сегодня нам в Сибири непонятно, отчего это в средней полосе России паникуют, что сахар подскочил до 50-ти? У нас с сахаром — хоть инсулин вводи.
Самый дешёвый поставщик глюкозы в наши организмы мы нашли в магазине «Холди» — 54,90 (это сетевики, они берут огромными оборотами, хотя в том же «Мария-Ра» килограмм ровно на рубль дороже).
55 рублей стоит килограмм сахара в магазинах сельхозкооператива «Заря», даром что его председатель Александр Матвеевич Лейхтлинг, в отличие от давнего пристрастия к крупам, в посевах сахарной свёклы до сих пор замечен не был.
На два рубля дороже сладкий продукт в магазине «Эдельвейс» (предприниматель Александр Погодинский по старинке основной товар завозит сам, тогда как большинство давно предпочитает принимать поставщиков «на дому», подчиняясь, само-собой, их условиям) и в ларьке Владимира
Кутищева, что у рынка. По 62 рубля продаётся сахар в «Пятом элементе», или «20-ом», как хотите. У предпринимателя Андрея Матяхина своя небольшая оптовая база, и многие в районе «отовариваются» у него. А в магазине наценяли продукты только по мере быстрого исчезновения прежних запасов.
По 65 рублей нам предложили сахар в «Перекрёстке» (Дмитрий Пивень), «Востоке» (Юрий Вахрамеев). Продавцы «Востока» (микрорайон ЧЗСМ) сами в шоке: с нового года поставщики стали завозить товар дороже, чем он был до этого уже с торговой надбавкой магазина.
В магазине «Ярче!» ещё в праздничные каникулы не стали тратить чернила на ценники: уведомили покупателей объявлением, чтобы ценам верили уже на кассе. Ценник на сахар вместе с самим на время исчезнувшим продуктом появился недавно -66 рублей.
Из двух десятков посещённых нами черепановских магазинов меньше всего захотелось сладкого альянса с магазином «Альянс» предприниматель Людмила Арбузова).
— Сахар у нас по 67 рублей, с пакетиком — 68.
А что, упаковочный пакетик, который у всех остальных по 50 копеек, как ничто другое более привязан к цене на нефть, потому что из её производных целиком и состоит. Других причин взвинтить цену, простите, не поняли.
Что мы выходили? Ясно, как белый, подобно сахару, день, зачем к возросшим ценам (производители мяса, молока, как всегда, не при делах) розничные продавцы в большинстве своём установили торговую надбавку 30% — максимальную по закону для продуктов первой необходимости, хотя прежде вполне удовлетворялись 15-20 процентами. «Раз пошла такая пьянка»…
Где логика в том, что тотальная наценка поначалу обошла чаи-кофеи, или, скажем, кокосовую стружку — импорт же голимый?!
Короче, попутно с макроэкономическими факторами, инфляцию, неизменно сопровождающуюся ростом цен и обесценением денег, раскручиваем и мы сами. Тот же сахарок потянет за собой всё прочее: его, как известно, даже в горчицу кладут. Он наценил, а я что, лох? Совсем как Василий Алибабаевич в «Джентельменах удачи»: «А ты зачем убежал?» -«Все побежали, и я побежал».
Стоим в магазине «Меркурий» в очереди к банкомату, в компании холодильников слева и справа. Старых мало осталось, но вот эта «Бирюса» — уже как родная. Каждое пятнышко на дверце знакомо. Только вот новая цена требует к агрегату иного почтения: вырос в собственных глазах на восемь тысяч.
А к банкомату почтения нету, так бы и пнуть его в бок. Зараза такая, выдал старую зарплату.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*