Ощущение несправедливости можно сравнить с какой-нибудь тяжёлой и неизлечимой болезнью. Ты знаешь о ней, мучаешься, пытаешься бороться, но всё тщетно. А между тем, болезнь (или несправедливость – как хотите) душит тебя, не даёт спать по ночам, сводит с ума.
Два года назад Валентина Вячеславовна Данилова потеряла покой. Это чувство несправедливости поселилось в её старом, обшарпанном подъезде, с которого всё и началось.
О том, что в работе управляющей компании «Жилфонд», обслуживающей дом по улице Восточной, 12-а, есть какие-то ошибки, Валентина Вячеславовна предположила давно. И хотя она только член совета дома, а не председатель, в делах коммунального хозяйства и строительства разбирается хорошо благодаря опыту прежней работы на большом предприятии. Как составляются сметы, отчёты, договоры, накладные, женщина знает не понаслышке. Понимает она и то, как производятся замеры, расчёты. Только не совпадают её представления с практикой работы «Жилфонда».
Конфликт между активно ищущей правды пенсионеркой и компанией во главе с директором С. А. Барковым продолжается достаточно давно, а потом Валентина Вячеславовна решила изложить свои претензии письмом в редакцию, полным недовольств и обвинений. «Когда с лицевого счёта нашего дома снимают затраты текущего ремонта – так и должно быть, но, когда прихватывают затраты с других домов и относят на наш лицевой счёт, это ни в какие рамки не входит!».
Список её претензий был предельно ясен, конкретен и точен:
«Такие затраты, как установка вводного автомата стоимостью 7899 рублей и установка питающих щитов стоимостью 12688 рублей, которых никто в глаза не видел, необходимо было вынести из сметы на обсуждение общего собрания собственников жилья дома, как трактует Жилищный кодекс РФ».
Все цифры и формулировки женщина, конечно, взяла не с потолка: каждый председатель совета дома может беспрепятственно взять такие отчёты в своей управляющей компании. Так, руководствуясь официальной бумагой, Валентина Вячеславовна выяснила, что с лицевого счёта их дома были потрачены средства на остекление рамы и установки слухового окна в соседнем доме, ведь их адреса различаются лишь одной буквой: Восточная, 12-а, и Восточная, 12-б. А вот дом по адресу Восточная, 12, на деньги своего «дома-однофамильца» приобрёл ещё и канализационные стояки, утверждает В. В. Данилова.
Сергей Александрович Барков, директор УК «Жилфонд»:
– Большинство работ, которое описано в сметах, – это наши предложения собственникам по результатам весеннего осмотра. То есть мы прошли, посмотрели, в каком состоянии что в доме находится, составили сметы и предлагаем. Если жильцы голосуют «за», мы включаем это и назначаем тариф, за сколько работа будет выполнена.
То, что вопросы с соседнего дома попадают в сметы, – такое возможно. Просто-напросто у нас нет программного обеспечения, не можем его себе позволить, оно достаточно дорогое, поэтому вручную всё это расписывается. Бывают случаи, люди ошибаются. Но для того мы и работаем с советами, чтобы председатели проверяли, всё ли на месте.
Если всё действительно так, и работы с одного дома списаны на другой, то, естественно, всё поправлено, мы на все заявления реагируем.
Такое положение дел до глубины души возмутило Валентину Вячеславовну, и тогда она стала искать встречи с главным в «Жилфонде». Но не так-то просто оказалось пенсионерке встретиться с С. А. Барковым. Говорит, что не раз она приходила в контору компании, но не удавалось ей застать начальника на рабочем месте. Тогда всю свою обиду отражала она на бумаге, безустанно писав официальные заявления с просьбами разобраться с путаницей, но ответа не получала.
С. А. Барков:
– Действительно, ко мне тяжело попасть, меня очень часто на месте просто не бывает: я постоянно езжу на разные объекты. У меня есть приёмные часы, но, если ко мне пришли не в приёмные часы, я никому не отказываю, всегда разговариваю. Да, письма от Даниловой были.
За это долгое время, терзающее не только душу, но и тело (обострилась давняя болезнь), познакомилась Валентина Вячеславовна практически со всеми сотрудниками управляющей компании: «Сметчик О. С. Рогова совершенно не может разговаривать с населением: груба, напрочь отсутствует этика поведения. Некомпетентна в составлении локальных смет».
С. А. Барков:
– У нас в стране все привыкли, что управляющая компания во всём виновата. Люди звонят или приходят и вместо «Здрасьте» начинают с ненормативной лексики. Когда приходят и разговаривают по-человечески, ещё ни разу не слышал, чтоб ему первыми стали грубить.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения возмущённой женщины и обрушившей цунами отчаянности на всех, кто хоть как-то, по её мнению, мешает появиться на свет долгожданной и желанной справедливости, стал навесной замок. «Махонький замочек стоимостью 70 рублей, чтобы его повесили на два имеющихся кольца на крышке чердачного лаза, обошёлся нам в 283 рубля! … Крышку чердачного лаза ни в коем разе нельзя приравнивать к установке приборов дверных блоков. … Лицевой счёт нашего дома молча опустошается. А нам так хотелось сделать косметический ремонт в первом подъезде, подремонтировать отмостку, установить козырьки. Но на данный момент приходится только мечтать».
С. А. Барков:
– Порой люди не понимают, что затраты на ту или иную работу – это не только материалы. Оценку стоимости своих работ мы проводим согласно гранд-смете. Это такой программный продукт, расценки утверждены губернатором, они для всех одинаковы.
Помимо стоимости материалов, ещё учитываем стоимость работ. Ведь мы коммерческая организация, а люди об этом часто забывают.
То есть да, я согласен, если замочек стоит 70 рублей, то со всеми накладными: поехать, этот замочек купить, привезти его назад, повесить – это и расходы на топливо, и на амортизацию машины, и на зарплату сотрудникам. Да, оно так получается. Можете сами это по гранд-смете проверить.
Советы домов для того и созданы, чтобы контролировать управляющие компании и не допускать так называемых «ошибок» и «накладок». Другое дело – почему мы, честно заплатив за содержание своего дома, вынуждены ещё и проверять, не отправились ли эти деньги куда-то мимо?