Если вдуматься, то среди нас нет людей, которых в итоге не коснётся ситуация, возникшая в Новосибирском оперном театре вокруг скандальной постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Для этого необязательно быть завзятым театралом. Можно испытывать предельное равнодушие к искусству вообще. Разрешается даже не вспомнить, когда ты лично последний раз был хоть в каком-то театре. Не стоит и вовсе туда собираться в обозримом будущем. Происходящее на сцене само сойдёт в реальную жизнь.
Недаром ведущие зарубежные СМИ сравнивают этого «Тангейзера» и реакцию на него православных, а также морально здоровой части общества, с тем, что последовало за выходкой девушек, сплясавших в храме с масками на лицах. Конечно, американские, британские, другие газеты и телеканалы, вражески настроенные в отношении России, о происходящем сегодня в театре Новосибирска говорят то же, что ранее твердили о диком поступке «Пусси Райт». Мол, судебные разбирательства по таким вопросам, как и общественное возмущение, – отсталость, средневековая инквизиция и запрет на свободу самовыражения. Дескать, нельзя смешивать художественные символы с их религиозной основой. Мухи в одну сторону, котлеты – в другую… Но для православного человека (а к ним в нашей стране себя относит большинство) крест всегда был и остаётся символом страдания, смерти и воскрешения, а Христос – сыном Божиим и спасителем рода человеческого. Когда такие святыни осознанно превращают в объект оскорбительных манипуляций под грифом «художественный вымысел», права молчать ты не имеешь.
Потому что (внимание!) в подобные моменты изучаются границы здравого общественного сознания. Насколько далеко можно зайти в направлении сакрального? Предложить Христа на роль героя-любовника? А возможно, поместить что-то из этого ряда в области разведённых женских ног?
Если в ответ на провокационные вызовы традиционным морали и нравственности общество стыдливо промолчало, удовлетворившись ссылкой на «свободу творчества и право на самовыражение режиссёра», значит, люди в нём в достаточной степени атомизированы и равнодушны к тому, что ждёт их завтра. Так мы отказываемся от самых базовых жизненных понятий, позволяем не просто размыть, а вовсе менять местами суть добра и зла. Мир переворачивается. И определиться с тем, что на деле хорошо, а что плохо, уже очень сложно. Особенно молодым.
Сумбур в головах рождает хаос в жизни. И вот рекламное «Бери от жизни всё!» стало привычным девизом современности. Режиссёр «Тангейзера» Тимофей Кулябин в одном из интервью заявляет: «Я работаю для молодого зрителя. У него нет комплексов». Так резво один порою хочет решить за всех…
До «Тангейзера» из «творческой лаборатории» Кулябина вышел «Евгений Онегин», поставленный им на сцене одного из старейших театров Новосибирска, в «Красном факеле». Достаточно сказать, что здесь «энциклопедия русской жизни» (как назвал роман сам Пушкин) начинается с публичной демонстрации эрзац-полового акта. И в столь же порнографическом духе течёт к почти трёхчасовому финалу. За свободное (не сказать кошмарное!) толкование классики спектакль удостоили национальной премии «Золотая маска». Никого по большому счёту всё это не возмутило. «Порно-Онегин» по сей день идёт в «Красном факеле». А жаждущий славы Герострата режиссёр родил очередной «шедевр». На библейские мотивы и государственные деньги, выделяемые на содержание федерального театра, которым является Новосибирский оперный.
Неспроста этот «Тангейзер» появился именно здесь – уверены некоторые театральные критики. Для столицы, чьи театральные подмостки периодически потрясают похожие премьерные скандалы, подобное давно стало нормой. Теперь эта «норма», чья задача изменить человеческую душу, исковеркать сознание, завоёвывает новые географические пространства.
«В центре города – в сердце зрителя!» – такими словами позиционирует себя Театр оперы и балета Новосибирска. Хорошо. Потому что, когда лукаво меняют суть вещей, каждому однажды предстоит заглянуть в собственное сердце и ответить на вопрос: нужен ли нам ТАКОЙ театр?
Хотим ли мы жить по бесстыдно транслируемым им принципам святотатства и вседозволенности? Готовы ли в своём доме молча мириться с незваным гостем по имени «Тангейзер»?