0

Страховка от случайности

IMG_8944В чём региональные власти видят преимущества избрания глав администраций путём не всеобщих прямых выборов, а Советами депутатов?

Уже более двенадцати лет в нашей стране продолжается реформа местного самоуправления. Все эти годы нарабатывался опыт, в законодательство вносились дополнения и изменения, которые уточняли полномочия и источники финансирования местных администраций, разрешали проблемы, возникающие на практике. В прошлом году и начале нынешнего на федеральном уровне был принят ряд поправок, затронувших, прежде всего, порядок формирования органов местного самоуправления. В частности, выбор способа формирования органов местного самоуправления сегодня устанавливается законом субъекта РФ, исходя из региональных особенностей, экономических возможностей муниципальных образований, уровня подготовки управленческих кадров.
Законодательное собрание Новосибирской области вправе установить одну из трёх моделей избрания глав муниципальных образований – всеобщим прямым голосованием, местным представительным органом из числа депутатов либо же местным представительным органом из кандидатур, представленных специальной конкурсной комиссией, которую на паритетных началах будут формировать губернатор и депутаты. Причём руководители местной администрации, избранные Советом депутатов по результатам конкурса и на всенародных выборах, не отличаются по своему правовому статусу и объёму полномочий.
Есть и свои особенности в зависимости от типа муниципального образования. В муниципальном районе и городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается губернатором, другая половина – Советом депутатов муниципального района или городского округа. В поселении половина членов комиссии назначается главой района, другая половина – Советом депутатов.
Первая модель долгое время считалась основной, но со временем пришло понимание, что выбранный руководитель – не всегда хороший руководитель.
В 2015 году в Омской и Иркутской областях, а также в Красноярском крае, по инициативе губернаторов быстро отменили прямые выборы глав муниципалитетов, в том числе и выборы мэров региональных столиц, которые также поддержали предлагаемые изменения. В Новосибирской области к вопросу решили подойти взвешенно. Губернатор Владимир Городецкий, много лет руководивший Новосибирском и возглавлявший Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов, инициировал широкое общественное обсуждение. Была создана рабочая группа, в которую вошли действующие главы муниципальных образований, депутаты и представители правительства Новосибирской области.
Большинство, а именно 27 из 30 глав администраций районов области при поддержке местных Советов депутатов, высказались за вариант, предусматривающий избрание руководителей местных администраций из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
Cогласно проекту регионального закона, в Новосибирской области присутствуют все три модели выборов глав муниципальных образований. Действующая система, при которой мэр избирается всенародным голосованием, сохраняется в Новосибирске и Кольцово. Не произойдёт изменений и в Карасуке, глава которого, как и раньше, будет избираться из числа депутатов местного городского Совета. В остальных муниципальных образованиях Новосибирской области предлагается применять третью модель, то есть избрание глав Советом депутатов из числа представленных конкурсной комиссией кандидатов.
6 апреля на заседании правительства Новосибирской области представленный законопроект получил единогласную поддержку, «за» высказался в том числе мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Не в последнюю очередь здесь сыграла роль и ориентация областного правительства на поиск компромиссных решений.
По словам губернатора Владимира Городецкого, прокомментировавшего проект областного закона, «Время сейчас не очень простое и предсказуемое. При этой модели избрания глав повысится оперативность принятия решений. Одновременно усилится роль представительных органов власти. Именно они будут избирать главу и утверждать его отчёт о работе за год».
Попробуем разобраться, в чём же плюсы предлагаемых изменений, как они повлияют на нашу с вами жизнь.
Основной аргумент инициаторов законопроекта: выборы глав с участием конкурсной комиссии − это страховка от попадания на ответственную должность случайного человека.
На главах местных администраций лежит огромная ответственность. Им приходится решать целый блок хозяйственных вопросов, контролировать бесперебойную работу социальных служб, заниматься вопросами бюджетирования и реализации целевых программ на подведомственной территории. Это при том, что сегодня около 93% доходной части бюджетов районов области формируются за счёт субвенций и дотаций из областного бюджета.
Сможет ли неподготовленный человек организовать все эти процессы на должном уровне? Не секрет, что на селе, а порой и в городах, существует дефицит кадров: сложно найти грамотного юриста, финансиста. Тем более сложно в период избирательной кампании, когда вокруг больше популистских лозунгов и пропагандистских речей, выявить действительно порядочного человека, способного профессионально выстроить работу местной администрации.
Статистика только подтверждает это. За последние четыре года в Новосибирской области 139 глав досрочно прекратили свои полномочия, так как не смогли управлять территориями, буквально расписавшись в собственной некомпетентности. Местные администрации до избрания нового главы, а это порой весьма длительные сроки, работали фактически при отсутствии контроля и нормальной организации их деятельности. В современных условиях экономической нестабильности попадание неподготовленного человека на пост главы может привести просто к развалу органов местной власти.
Суть деятельности конкурсных комиссий как раз и будет сводиться к анализу управленческого потенциала кандидатов, изучению их профессионального опыта, к оценке порядочности претендентов на пост главы.
Кстати, отбор кандидатов конкурсной комиссией позволит сэкономить деньги и свести к минимуму организационные трудности, связанные с проведением избирательных кампаний, в том числе сократить время формирования органов местного самоуправления, так как избрание главы Советом депутатов будет проходить в более сжатые сроки, чем муниципальные выборы. Это касается, прежде всего, случаев досрочного прекращения полномочий глав местных администраций.
В случае принятия предлагаемого порядка избрания глав возрастает ответственность как депутатов, которые формируют половину конкурсной комиссии, так и губернатора региона. Об этом он сам заявил при обсуждении законопроекта на заседании правительства.
Ответственность перед конкретным вышестоящим должностным лицом должна оказаться выше, чем перед фактически обезличенными избирателями, мнение которых после выборов главами, зачастую, грубо игнорируется.
Весомым политическим аргументом в пользу предлагаемой модели выборов глав районов служит то обстоятельство, что отобранный конкурсной комиссией кандидат, позже избранный местным Советом депутатов на должность главы, автоматически может считать себя членом большой команды профессиональных управленцев, во главе которой стоит губернатор региона (половина членов конкурсной комиссии назначается главой субъекта Федерации). Учитывая тот факт, что действующего главу Новосибирской области Владимира Городецкого год назад поддержал при выдвижении президент России Владимир Путин, на новоизбранных глав помимо статусности и неформального политического веса накладывается огромная ответственность при исполнении ими полномочий.
При этом, согласно законодательству, глава остаётся подотчётным населению муниципального образования; его обязанностью является ежегодный отчёт перед представительным органом о результатах деятельности местной администрации. В свою очередь, растёт ответственность и местного Совета депутатов как органа, избравшего главу районной, городской или поселковой администрации. Сводится к минимуму вероятность проявления огульной, популистской критики со стороны депутатского корпуса. Возрастает практическая необходимость в совместной продуктивной работе Совета и местной администрации, так как её глава отчитывается перед депутатами, а народные избранники – перед гражданами. Таким образом, на практике реализуется политический призыв президента Владимира Путина, изложенный им в одном из Посланий Федеральному Собранию: власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до неё рукой.
Сведение к минимуму вероятности попадания во власть случайных людей, обоюдная заинтересованность главы муниципального образования и Совета депутатов в конструктивной работе, осознание ответственности как перед жителями, так и перед вышестоящим руководством должны повысить эффективность работы муниципальных органов власти, вывести на новый уровень качество жизни граждан, проживающих в городах и районах нашей области.
Законопроект об изменении способа избрания глав муниципальных образований будет вынесен на сессию Законодательного собрания и рассмотрен депутатами 23 апреля. После принятия поправок будет разработан модельный муниципальный акт о порядке формирования конкурсной комиссии и проведении конкурса, приведены в соответствие Уставы муниципальных образований. Жители городов и районов смогут оценить эффективность новой модели уже в самое ближайшее время. Ведь опрошенные эксперты считают, что она позволит не только укрепить муниципальный уровень профессиональными кадрами и повысить ответственность глав за принимаемые решения, но и позитивно скажется на уровне развития территорий и в конечном итоге на качестве повседневной жизни каждого из нас.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*