Такое увидишь нечасто: май на дворе, а в поле – косилка и комбайн. Сваливают пшеницу, следом обмолачивают. А неподалёку убранные гектары вспахивают и засевают. Чуть не все полеводческие работы смешались в одно время в зверохозяйстве.
Поблизости от бывшей деревни Ключи вовсю идёт весенний сев, рядом с тоже не существующим посёлком Троицкий – уборка урожая. Вот где можно наяву увидеть и почувствовать драму крестьянского труда! Ведь осенью тут же на уборке бывали, всё шло слаженно, ритмично. А природа взяла и наказала ни за что: накрыла снегом почти третью часть пушнинских полей – около тысячи гектаров. А не проще бы такое вымученное зерно просто запахать?
– Совсем недавно домолотили на Майском, мы там 700 гектаров паевых земель у людей приобрели, – отвечает на провокационное предположение директор Сергей Анатольевич Дьяков. – Там пшеница отличная выросла, даже весной, из-под снега по 13,5 центнера с гектара взяли. Но и такой хлеб на дорогу не выбрасывают.
Деньги в зверохозяйстве считать умеют, а если б не умели – пушное производство давно бы загибло. Краткосрочных кредитов под зверя не дают, только на полеводство, и то под большой процент, под залог техники. Господдержка в виде субсидий поступит, но это потом, а деньги нужны сейчас.
– Мы в 2009-2011 годах размахнулись не на шутку, расширились, – грустно улыбается директор, – сейчас хочешь-не хочешь, надо поддерживать производство на уровне. А для этого постоянно нужны большие оборотные средства.
Кредиты сельскому хозяйству под разумный процент с отсрочкой погашения на 3-5 лет – вот всё, что нужно от государства, чтобы развиваться, – стоит на своём Дьяков.
Между тем пульс жизни в зверохозяйстве не замирает. Нынче закупили 100 тонн семенной пшеницы у соседей из Посевной. Ячмень приобрели у фермера Жукова. На следующий год хотят обязательно взять семенного гороха. Эта культура хоть и затягивает уборку, зато замечательный предшественник для зерновых: природный завод удобрений. А минеральных нынче только 100 тонн купили, и то вырвали из оборота предприятия почти два миллиона рублей.
Зато, по словам директора, ощущается, пусть понемногу, ослабление кадровой проблемы. Кризис притормозил многие производства, и люди не против работать в селе, откуда недавно бежали сломя голову.
– Мы не обманываем рабочих, – говорит директор. – Заработную плату в срок выдаём, повышать собираемся, молодёжь на смену пенсионерам готовим. В этом году обязательно заведём под крышу бывшую совхозную столовую, восемь квартир сделаем для специалистов и механизаторов. Так что милости просим!
Если в одном месте брешь заделывается, в другом непременно появится. По словам руководителя, за последнее время разочаровывает техника. Даже хвалёные комбайны братьев-белорусов «Полесье» и те доставили хлопот. Без конца ломались.
– Спасала самоходная косилка «Мак-Дон» канадского производства, – не стесняется выглядеть непатриотично Сергей Анатольевич. – Если бы не она, больше бы полей под снег ушло осенью. Тот факт, что много хлеба осталось зимовать, всех огорчает, но не обескураживает: сельское хозяйство у нас – это неминуемый риск. А в смысле бизнеса – вообще рулетка. Например, прошлой осенью подстраховались, первым делом убрали гречиху, ибо в предыдущий год её снег накрыл. Ну и, разумеется, сразу на продажу, цену, вроде, сходную давали – 7-10 рублей за килограмм. Уже последнюю машину нагрузили, как известный ажиотаж на гречку случился, цена на зерновом рынке подскочила до 20 рублей. Ну не обидно?!
Будь наши руководители-крестьяне «чисто коммерсантами», учуяли бы конъюнктуру, не хватали бы много земли, а посеяли бы что-нибудь одно выгодное и сорвали куш. Так ведь рассуждают профессионально, севооборот соблюдают, о будущем загадывают. Вот и в зверохозяйстве, даром что судьба-злодейка только что здорово побила, в основном, звероводческом, производстве строят планы, как сейчас модно говорить, амбициозные, а в полеводстве рассчитывают на урожайность не меньше 17 центнеров с гектара.
Всё, что могут сделать для этого сейчас, – поскорее отсеяться. Вон, лист на берёзе не подням, а по часам растёт. Примета старых хлеборобов: когда с пятак вырастет (не с нынешний пятак, а советский) – пора с пшеницей управиться.