Уважаемая редакция! Всегда с интересом и удовольствием читаем публикации об учителях нашего района, и у нас появилась потребность рассказать об одном из них. Наша первая учительница Анна Филипповна Фаевцева (Белкина) – почти ровесница Черепановского района. В минувшем феврале ей исполнилось 89 лет!
Вся её жизнь была связана со школами Черепановского района. Лишь в 90-е Анна Филипповна переехала в Новосибирск, но до сих пор часто бывает в Безменовской школе, откуда ушла на заслуженный отдых. В этом человеке восхищает умение помнить только хорошее, неиссякаемый оптимизм, несмотря на все тяготы, пережитые в юности. На одной из встреч она вспоминала почти до рассвета, как жила, работала, помогала односельчанам, выполняла общественные нагрузки, и удивлялась, как ещё успевала всё делать по дому.
Родилась Аня в 1926 году в Бураново. В Сибирь семью Белкиных вызвал письмом родственник. Отец Анны работал поваром в одном из московских трактиров. Приехав в Бураново, обзавёлся скотом, сельхоз-инвентарём – надо было кормить 6 детей. Старшие братья помогали отцу с матерью управляться на подворье. Когда из района приезжали уполномоченные, контролирующие проведение сельскохозяйственных работ и хлебозаготовки, они столовались только у Белкиных – слава про знатного повара шла по всей округе!
Случайно отец Анны услышал, что началось раскулачивание зажиточных крестьян, которые не хотели вступать в колхоз. Чтобы семью не сослали в Нарым, пришлось срочно распродать весь инвентарь, скот и переехать в посёлок Смородинка – туда потянулись все, кто был родом из Белоруссии. Рядом появились ещё несколько хуторов – Аксёновка, Литвиновка, Евтюжиха. Так был образован колхоз «Третий Интернационал».
До войны Анна училась в Бурановской семилетней школе и до сих пор удивляется, что учителями работали в основном мужчины. Помнит, как провожали на фронт учителя математики, классного руководителя Дмитрия Степановича Сорокина. Он попрощался с каждым учеником за руку и попросил, чтобы писали ему письма. С фронта дети получили письмо, из которого узнали, что их учитель остался без ноги. Анна Филипповна вспоминает, что после войны в школе учителя мужчины были кто на костылях, кто с обожжённым лицом или протезом вместо руки, и никто из учеников никогда даже взглядом не выказывал любопытства, удивления или страха.
В сентябре 1941 года Анна пошла в 8 класс Огнёво-Заимковской школы, но зимой бросила учёбу и стала работать в колхозе. В любую погоду девчонки возили с полей сено на корм скоту. Односельчанин Степан Семёнович Богачёв обладал ангельским терпением, когда учил, как надо правильно разбирать стог сена, хотя у него сердце кровью обливалось при взгляде на 15-летних работниц.
Приходилось снимать валенки, чтобы забраться на стог, забрасывать их на верхушку стога, затем в носках по верёвке залазить на него, очищать сено от снега и аккуратно укладывать в сани так, чтобы они не перевернулись по дороге на ферму. Во время пахоты радовались, если лошадка могла более-менее передвигаться, или бык попадался не упрямый. Детей ни на секунду не покидало чувство голода, но об этом вслух не говорили.
В военное лихолетье Аня поработала прицепщицей с трактористками Полиной Ковальковой и Ульяной Сноповой. Была поварихой – научилась разводить костёр в любую погоду и варить вкусную пшённую кашу, которую на белорусский манер называла просяной. Потом поставили учётчицей – на кобыле приходилось ездить в Огнёво-Заимковскую машинно-тракторную станцию, сдавать отчёты, и никто не учил запрягать коня, не предупреждал, что дорога опасная, и т. п. И все испытания молодая девушка переживала с юмором, без жалоб, нытья, понимая, что на фронте в тысячу раз труднее, что там можно в любую минуту погибнуть. Так приходило понимание ценности человеческой жизни!
Тем более что до сегодняшнего дня помнит в мельчайших подробностях, как чуть не утонула в Ковальковом омуте. Мама сшила Аннушке новое платье, а подружки позвали купаться. Они залезли в воду прямо в платьях и на мелководье измазались глиной. Девочка решила смыть глину с нового платья и зашла в светлую воду с бирюзовым отливом, не понимая, что там омут. Она скрылась под водой, даже не вскрикнув. К счастью, на берегу был односельчанин Иван Ивановский, который вытащил Аню за волосы из воды.
В 1942 году Анну направили на десятимесячные учительские курсы, затем она два года проучилась в педагогическом училище имени А. С. Макаренко в Новосибирске и приехала работать учителем начальных классов в Бураново.
После окончания Великой Отечественной войны А. Ф. Белкина на 6 лет становится заведующей Смородинской малокомплектной начальной школой. Чтобы собрать в неё детей, надо было обойти весь посёлок и переписать всех. К тому же учителям давали общественную нагрузку – по вечерам учить селян грамоте, чтобы умели расписываться в документах.
Занимались в две смены. Утром вместе, в одном помещении, учились первоклассники и третьеклассники, после обеда приходили ученики 2 и 4 классов.
Сначала, в 30-е годы, в Смородинке построили одноэтажную школу. Перед началом учёбы пригласили родителей, чтобы те помогли убрать стружки, опилки, оформить класс. Кто-то бросил в опилки окурок, и ночью школа сгорела. Кто допустил такое вредительство – так и не выяснили. Всем миром построили двухэтажное деревянное здание. На первом этаже сделали клуб и контору, на втором учились дети.
В классе стояли парты с откидными крышками чёрного цвета, на столе, покрытом красной скатертью, – граммофон. На керосиновые лампы-четырёхлинейки боялись дышать, чтобы случайно не разбить тончайшее стекло, закрывающее фитиль и рассеивающее свет. Книжный шкаф и стол привезли из бывшей бурановской церкви. У учеников не было тетрадей, поэтому писали на газетах, на старых книгах перьевыми ручками, чернилами, которые наливали в чернильницы-«непроливайки».
Каждый день топили печку-буржуйку. Дрова заготавливали жители посёлка, чьи дети учились в школе. Норму заготовки выписывал сельский совет. Многодетным семьям приходилось труднее всего, так как люди трудились в колхозе от зари до зари, без выходных, за трудо-дни, а дрова заготавливали вручную, урывая лишний час ото сна, вывозили на лошадях, кололи и складывали в поленницу во дворе школы.
Перед Новым годом женщины стряпали пряники на подарки детям, игрушки на ёлку делали из ваты и клейстера. Все школьные мероприятия проходили весело, радостно, зимой на уроках физкультуры ходили на лыжах, иногда с горы катались на саночках и самодельных «ледышках». Играли в лапту, салочки, 12 палочек. Мячики делали из шерсти коров и очень бережно относились ко всем самодельным игрушкам, потому что в магазине их не на что было купить.
Дети с уважением относились к старшим, не было драк, зависти, обиды. Память о Великой Отечественной войне научила милосердию, бескорыстию, все ребята помнили о нечеловеческих испытаниях, выпавших на долю их родных и близких.
Всякие истории случались, и забавные, конечно, тоже имели место. Анна Филипповна вспомнила, как однажды пришлось в Маслянино ехать за краской для школы на запряжённом в телегу быке. Своенравное животное завезло учительницу в открытые ворота чужого двора. Бык встал как вкопанный – ни назад, ни вперёд. Лишь через час при помощи хозяев удалось вывести его и ехать дальше.
С будущим мужем познакомилась, когда Степан Георгиевич Фаевцев приехал проверять работу Анны Филипповны как заведующей Смородинской школой. Он директорствовал в Бурановской школе, вёл уроки химии и биологии. Проверяющему понравилось добросовестное отношение к обязанностям: журналы, тетради, поурочные планы – всё было в полном порядке. К тому же четвероклассники из Смородинки ходили в Бурановскую школу: сдавали там экзамены по математике и писали диктант за курс начальной школы. Смородинские ребятишки за экзамены получали только хорошие и отличные отметки, что радовало всех жителей посёлка.
После замужества молодой семье пришлось поработать в Крутишинской, Медведской, Безменовской школах. Анна Филипповна – мать двоих детей, учительница начальных классов – успевала и в школе, и дома выполнять всю работу с радостью, спокойно, по-доброму относилась к детям, к коллегам, потому что нашла своё призвание!
Педагогический стаж у А. Ф. Фаевцевой составляет 45 лет. Среди многочисленных наград – медали «За трудовое отличие» и «За доблестный труд». Будучи членом профсоюзного комитета, Анна Филипповна награждена грамотой обкома профсоюза работников образования. Среди её выпускников есть доктор медицинских наук, преподаватели вузов, помощник депутата Государственной думы.
До сих пор бывшие ученики звонят, предлагают посильную помощь, желают любимой первой учительнице здоровья. Вот на таких тружениках и держится наша великая Россия!