Всемирный день охраны окружающей среды проводится по инициативе ООН 5 июня, начиная с 1973 года. Это ещё одно напоминание человечеству о его ответственности за состояние экологии, а также о том, насколько мы сами зависимы от чистоты природных ресурсов. Между тем, в Новосибирской области природоохранная деятельность носит системный характер, что позволяет не только решать проблемы прошлых лет, но предвосхищать возможные экологические угрозы. Об этом наш разговор с заместителем губернатора Новосибирской области Василием Пронькиным.
Что вокруг?
– Василий Андреевич, охрана окружающей среды – тема вроде бы простая и понятная, но в то же время многогранная. Какие властные структуры и общественные организации у нас в области постоянно вовлечены в этот процесс?
– Вопросами охраны окружающей среды на территории Новосибирской области занимаются как федеральные и региональные органы власти, так и органы местного самоуправления. Если говорить об органах власти Новосибирской области, то это, прежде всего, департаменты природных ресурсов и охраны окружающей среды и лесного хозяйства.
– Каковы основные проблемы нашей области в этой сфере?
– В ближайшей и среднесрочной перспективе одной из наиболее серьёзных экологических проблем Новосибирска, от решения которой во многом зависит состояние здоровья его населения, является загрязнение атмосферы. Более миллиона жителей проживает в районах, где концентрации вредных примесей в атмосфере регулярно превышают предельно допустимые нормы. Основными источниками загрязнения атмосферы являются автомобильный транспорт, предприятия теплоэнергетики, отопительные котельные ЖКХ и промышленные предприятия, удельные нормативы выбросов которых существенно превышают европейские нормы.
Также к числу наиболее социально значимых относится проблема обеспечения населения Новосибирской области доброкачественной питьевой водой, поскольку она непосредственно влияет на здоровье граждан, определяет степень экологической и эпидемиологической безопасности. Около одного миллиона жителей Новосибирской области проживает в городах и населённых пунктах, где основным источником водоснабжения являются подземные воды. Из-за недостаточной природной защищённости и хорошей гидравлической взаимосвязи с грунтовыми водами, ниже залегающие водоносные горизонты питьевого назначения подвержены загрязнению, связанному с сельскохозяйственной деятельностью и размещением свалок бытовых отходов. Ситуация осложняется наличием бесхозяйных неэксплуатируемых скважин, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод.
Большинство районных центров, населённых пунктов и сельскохозяйственных площадей в Новосибирской области подвержены воздействию подтопления грунтовыми водами. На естественное подтопление, связанное с сезонными и многолетними подъёмами уровней, накладываются процессы техногенного подтопления, в результате чего наблюдается прогрессирующее подтопление застроенных территорий.
Одной из наиболее актуальных остаётся проблема удаления, размещения и обезвреживания отходов. Нерешённость вопросов размещения, переработки и утилизации отходов приводит к увеличению их объёмов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоёмов и подземных вод, атмосферного воздуха.
Острой проблемой остаётся организация переработки твёрдых бытовых отходов. И здесь особую обеспокоенность вызывает проблема размещения и утилизации отходов автотранспорта.
Груз прошлых лет
– Что, на Ваш взгляд, должно быть приоритетным: устранять последствия воздействия людей, восстанавливая таким образом природный баланс, или играть на опережение?
– Для наиболее эффективного решения задач в сфере охраны окружающей среды в Новосибирской области активно применяется программно-целевой метод. Государственная программа Новосибирской области «Охрана окружающей среды» принята на 2015-2020 годы. На мероприятия, заложенные в ней, предусмотрено финансирование в размерах 1099,1 млн рублей. Из областного бюджета – 635,7 млн, из местных бюджетов – 10,3 млн. Субвенции и субсидии федерального бюджета составят 453,1 млн рублей.
Основные усилия направлены на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, продолжение работ по ликвидации накопленного экологического ущерба, обеспечение экологической безопасности населения, в результате чего достигнута определённая стабилизация экологической обстановки.
К объектам накопленного экологического ущерба на территории нашей области относятся бесхозяйные водозаборные скважины и многочисленные места несанкционированного размещения отходов. Работы по их ликвидации областным департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды выполняются с 2009 года. Всего за эти годы ликвидированы 1609 бесхозяйных водозаборных скважин в 18 муниципальных районах. Затраты областного бюджета составили 45,16 млн рублей. Примечательно, что Новосибирская область является единственным субъектом РФ, где планомерно ведутся эти работы. Мероприятия по устранению потенциальных очагов загрязнения подземных вод направлены на повышение качества жизни и здоровья населения области.
Кроме того, с 2010 года на территории области проводятся работы по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов. Всего за период 2010-2014 годов ликвидированы 604 несанкционированные свалки.
Новые вызовы
– В последнее время стали больше внимания уделять формированию рынка вторичных ресурсов. Это новый вызов времени, и мы реагируем на него опережающим образом. В Новосибирской области реализуется стационарно-передвижная модель раздельного сбора у населения опасных отходов (ртутьсодержащих, биологических, отработанных гальванических элементов питания, отработанных шин, стекла, пластика, алюминиевой банки и т. д.). Таким образом, создаются условия для повышения уровня защищённости территории и здоровья жителей от возникновения ситуаций чрезвычайного характера в результате несанкционированного попадания в окружающую среду особо опасных веществ.
Так, в областном центре действует система из 120 стационарных пунктов по сбору ртутьсодержащих отходов при специализированных магазинах и в управляющих компаниях, для раздельного сбора пластика, алюминиевой банки установлены более 300 контейнеров.
Сбор вторичных ресурсов и опасных отходов у населения осуществляется с помощью передвижных пунктов раздельного сбора отходов «Экомобиль». Всего на территории области действуют 32 «Экомобиля», в т. ч. 16 приобретены на средства областного и местных бюджетов.
Важное значение для развития системы раздельного сбора у населения имело создание единой диспетчерской службы по отходам на базе ассоциации предприятий-переработчиков отходов «Экология Сибири», сфера действия которой распространяется на город Новосибирск и все районы области (8-800-200-83-03). В 2014 году принято более 4300 звонков.
Промышленные отходы (отработанные масла, отходы чёрного и цветного металлов, аккумуляторы и другие) накапливаются на предприятиях и затем вывозятся в специализированные предприятия на переработку.
Медицинские отходы, накапливаемые в медицинских учреждениях, по договорам вывозятся на утилизацию специализированными предприятиями.
Считаю, успешному развитию этого направления во многом способствовал уникальный механизм государственной поддержки в виде компенсации затрат организаций на утилизацию (обезвреживание) опасных видов отходов и вторичных материальных ресурсов за счёт средств областного бюджета в размере от 50 до 100 процентов, что делает процесс сдачи опасных отходов для населения бесплатным.
Одна из важнейших экологических задач региона – лесовосстановление.
В рамках целевой программы «Повышение качества противопожарной охраны, лесовосстановления, лесоустройство лесов Новосибирской области в 2014-2016 годах» в прошлом году на территории земель лесного фонда Новосибирской области лесовосстановительные мероприятия проведены на площади 5 996,6 гектара, что составляет 101% от годового плана, в т. ч. искусственное лесовосстановление (посев и посадка леса) – 2273,1 га, комбинированное лесовосстановление – 2,4 га, содействие естественному лесовосстановлению – 3721,1 га. Безусловно, все эти работы продолжатся и в 2015 году.