Почти четверть миллиона жителей Новосибирской области 24 мая приняли участие в «Народном голосовании» — предварительных внепартийных выборах кандидатов в Законодательное собрание и Совет депутатов Новосибирска. Политический эксперимент показал, что «Единая Россия» сумела провести мобилизацию на старте предвыборной кампании. Соперникам остаётся догонять, копируя сильные ходы лидера.
ЕР стала первой российской партией, внедрившей обязательные праймериз — предварительные выборы для определения самых популярных и авторитетных кандидатов. Обычно, чем лучше был результат на праймериз, тем больше голосов кандидат набирал непосредственно на выборах. Предварительные выборы проводились по нескольким моделям. Самая закрытая — это когда за партийных кандидатов голосуют только члены партии. Самой открытой считалась модель, при которой в праймериз могут участвовать не только выдвиженцы от ЕР, но и от других партий, а голосовать могут все желающие. В Новосибирской области впервые в России опробовали модель «Народного голосования». Организаторами выступили профессиональные и общественные объединения, а ЕР довольствовалась ролью одного из участников, наряду с ещё восемью партиями и независимыми кандидатами. Какие цели единороссы ставили в этом смелом эксперименте, и удалось ли их достичь?
Основные соперники ЕР — КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР — в «народном голосовании» участвовать отказались. Политологи предрекали, что кампания 2015 года будет очень сложной для «партии власти». Поэтому главная задача ЕР на период праймериз – набрать лучшую «спортивную форму». А для этого нужно было мобилизовать как можно больше однопартийцев и сторонников.
За время подготовки к «народному голосованию» секретарь генерального совета ЕР Сергей Неверов трижды приезжал в Новосибирск, чтобы лично проконтролировать открытость и легитимность эксперимента. Поначалу новосибирские депутаты восприняли идею межпартийных выборов не вполне серьёзно, как некую блажь. Но позиция московского руководства и регионального политсовета ЕР ясно показала, что исключений не будет даже для самых заслуженных партийцев: либо побеждаешь в открытой, конкурентной борьбе, либо лишаешься партийной поддержки на выборах. Кроме того, появилось новое поколение политиков, желающих использовать «народное голосование» как путёвку в предвыборную борьбу высокого уровня. Стало ясно, что даже самым известным депутатам от ЕР придётся постараться, чтобы обеспечить убедительную победу на «народных праймериз». Поэтому в мае, за четыре месяца до сентябрьских выборов, в Новосибирской области развернулась полноценная предвыборная кампания. Усилиями кандидатов, удалось вовлечь в этот процесс самых активных избирателей. 243 тысячи новосибирцев, пришедших 24 мая на избирательные участки, — это более чем солидная явка для эксперимента, проведённого впервые.
Благодаря «народному голосованию», у ЕР на старте официальной предвыборной кампании уже высокая боевая готовность. Определены сильнейшие по 38 областным и 40 городским округам. Отлажена работа штабов, выстроены отношения со СМИ и общественностью, мобилизован электорат. Лишь к середине мая в штабах других парламентских партий поняли, насколько опасен для них эксперимент с «народным голосованием». Благодаря праймериз по принципиально новой модели, ЕР на два корпуса опередила конкурентов. Коммунисты бросились вдогонку с проектом «Народный референдум» (по сути, сугубо внутрипартийные праймериз с попыткой вовлечь избирателей). Похожую инициативу «Справедливый призыв» пытается запустить «Справедливая Россия». В роли догоняющего оказывается и несистемная оппозиция — коалиция партий вокруг «РПР-Парнас». Объединение Алексея Навального и Михаила Касьянова тоже пытается затеять праймериз с участием новосибирцев. Но надо признать, что «сливки» общественного внимания к предварительным выборам уже сняли единороссы. Как поётся в известной песне, каждый, кто не первый, тот у нас второй.
Оправдалось ли «народное голосование»? Безусловно, выборы получились по-настоящему народными. Особенно, если учесть экспериментальный характер голосования и политически «мёртвый» майский период, когда большинство избирателей проводят каждый выходной день на даче. Получились ли выборы конкурентными? Внутрипартийная конкуренция местами была очень жёсткой: соперники спорили в прессе и выставляли наблюдателей на участках. Среди победителей появились новые лица, до сих пор не участвовавшие в политике. При этом борьба была абсолютно прозрачной, без ограничений предвыборного законодательства.