26 июня в Куриловской школе намечено празднование юбилея. Ей исполняется 80 лет! Конечно, в масштабах истории страны – это небольшой срок. Но если вдуматься: сколько всего было! Сколько событий произошло в Сибири, в России – великих, драматических. И сколько людей, участников этих событий, прошли через школу. Её история вплетена в историю села, которому в этом году исполняется 105 лет. За восемь десятилетий сменились поколения учителей, да что там – целые педагогические коллективы. Их жизнь, повседневный бескорыстный, благородный труд и есть история.
Первое документальное упоминание о школе в селе относится к началу 1930-х годов. Известно, что в одном из домов на единственной тогда улице (сейчас это Центральная) размещалась начальная школа. Первым ликвидатором безграмотности был комсомолец Шкумат. Из воспоминаний коренного жителя села Куриловка И. И. Кутового: «В 1940-е годы, во время Великой Отечественной войны, школа продолжала работать. Приходили, растапливали печь и садились на уроки. Вместо тетрадей – листы газет, а вместо учебников – знания учителей, которые передавались нам, детям военной поры. В 1940-е школой заведовал И. А. Канин. После окончания начальной школы куриловские дети про-должали учиться в соседней – Верх-Караканской школе. Приходилось селиться у местных жителей, а домой приезжали на выходные и каникулы».
В 1960 году решением исполнительного комитета Черепановского районного Совета депутатов трудящихся № 117 Куриловская начальная школа реорганизована в восьмилетнюю. Директором стал А. И. Скоробогатов. Школа находилась в одноэтажном деревянном здании. Занятия осуществлялись в две смены. Количество учащихся было достаточное. В 60-е годы в школе учились уже верх-караканские ребята с 5 по 8 классы, они жили в интернате. В 1960-70-е годы директорами были А. С. Крупин, А. И. Гаврилов, М. А. Холощак, В. А. Марышев. 22 декабря 1975 года в школе ночью случился пожар. Сгорели мебель, оборудование, библиотека. Удалось спасти классные журналы и часть документации. Этот пожар – большая трагедия для истории школы, потому что не сохранились фотографии, летописная документация и другие источники. Восстанавливать историю школы, уже в наши дни, приходилось только по воспоминаниям её бывших учеников и учителей. Школьные занятия в 1976 году проводились в сельском клубе. В этом же году началось строительство новой школы. К 1977 году её построили, это было первое кирпичное здание в селе. С января 1977 года учебный процесс стал осуществляться уже там. Некоторые школы района поделились учебниками, художественной литературой, даже пионерскими горнами и барабанами.
В начале 80-х школу возглавляли Н. Д. Баскончина, В. П. Фомин, А. М. Глебов. Из-за удалённости села от районного центра педагогический коллектив часто менялся. В основном приезжали молодые учителя, которые, отработав три года, уезжали. Некоторым из них очень тяжело было привыкать жить в деревенских условиях. Но были и те, которых школа и село задержали на долгие годы. Это наши ветераны педагогического труда – Ф. А. Филина и Л. С. Церковная. Более 35 лет жизни посвятили они обучению и воспитанию куриловских девчонок и мальчишек.
В 1981 году в селе образовалось самостоятельное хозяйство – Куриловский совхоз. Стремительно увеличивалось количество жителей, росло число учащихся.
В 1985 году директором стала Г. И. Зайцева. Целеустремлённый педагог, с твёрдым характером. Именно ей 25 лет приходилось решать многие вопросы, связанные с формированием стабильного педагогического коллектива, открытием раздельных классов в начальной школе, сооружением новой котельной, пристройкой ещё одного здания (строительство велось с 1987 по 1992 годы) и, наконец, с организацией школы в среднюю общеобразовательную с 1 сентября 1994 года. С сентября 2002 года стал осуществляться подвоз учащихся из посёлка Сибиряк. В этом же году в школе была открыта столовая.
В 2012 году в здании школы произошли кардинальные изменения: открылись сельская библиотека, почта и дошкольная группа.
Школа в селе в наши дни – центр, куда от каждого дома ведёт тропинка к знаниям, тропинка в будущее. Каждое утро спешат весёлыми стайками ребята и их наставники-учителя, мамы с малышами-дошкольниками и воспитатели. Спешат, чтобы испытать радость открытий, познать новое.