Места, куда нас заносит судьба, в итоге остаются в памяти не только великолепными видами божественной природы. Очень часто они ещё долго-долго согревают сердце людьми, с которыми там повстречался. Порою достаточно нескольких коротких мгновений, чтобы восхититься, удивиться, почувствовать душевную близость и полюбить кого-то. А вместе с ним – целый край или даже республику. Так случилось с автором этого материала во время недавней поездки на Алтай, в места, где, как убеждены мечтатели и романтики, открываются ворота в Небеса. Мы расстались, а магический, неведомый, неповторимый край рядом…
Знаешь, всё ещё будет!
Нина Николаевна из породы русских женщин, что всегда кажутся грустными. Особый ли излом бровей тому виной, какая-то необыкновенная прозрачность взора, в котором дна не видно, или дело в том, что улыбка редкий гость на этом лице, а смеющимся его и представить сложно?! Однако скоро понимаешь – никакая это не грусть, а особое понимание мира. Разумное, неторопливое, оправдывающее. Ей – сотруднице музея космонавтики небольшого алтайского села Полковниково, где вырос второй космонавт страны Герман Титов, часто по роду деятельности, так сказать, приходится размышлять о возможностях, даруемых жизнью, и шансах, предлагаемых судьбой. Она смотрит на модели летательных аппаратов, когда-то отправивших мальчика из её родного села в поднебесье, что подарило ему почёт и славу, а перед внутренним взором возникают до боли любимые лица дочери с сыном. Однажды покинуть Полковниково – тоже их судьба? Село хотя и не малое, почти 900 жителей, но работы теперь здесь не хватает. Приходится ездить в соседний Бийск. Коллективного хозяйства давно нет. Трое местных фермеров трудоустроить всех желающих не в силах. Мотаются люди. Мотается её муж, тоже мечтающий достойно заработать.
Не всем повезло так, как ей! Пусть не велик доход выпускницы педагогического училища, но делом занимается хорошим. Нужным и полюбившимся. На примере судьбы одного человека открывать людям, как многое в их силах! Особенно приятно, что делать это с недавних пор приходится в стенах нового, необычной, почти «космической» архитектуры музея, выстроенного на государственные деньги. Где интересно, познавательно, загадочна атмосфера, а у экспонатов изумлённый народ замирает: вот костюм покорителя космоса, здесь – реалистичная модель спутника, за этим витражом – космические обеды и ужины. Не муляж, самые настоящие! А истоки великих достижений прогресса в людях и её земли…
Нина Николаевна выглядывает в окно. Музей на пригорке, у озера Деревенского, которое было, есть и не исчезнет никогда, – в это она верит. На радость бегающим по его берегам детям. Исконное, природное прошлое и мечты о будущем в её Полковниково неразделимы. Успокаивают своей неизменностью – всё ещё будет!
Ирбис и як
Ирбис хотя и алтайское, но сегодня довольно редкое в Республике Алтай имя. Но в этой семье долгожданного сына (пришедшего, наконец, после двух девчонок) назвали именно так. Ждали, что будет он как легендарный ирбис – снежный барс, животное и красивое, и сильное… Сын не разочаровал. Первый помощник в доме. А нынешним летом третьеклассника одолела забота: как заработать денег, чтобы помочь родителям? Деревня, в которой они живут, даже по местным меркам, не близкая: от перевала Чикетаман добрый десяток километров. Но в магазин и здесь ходят. Правда, купить удаётся всё меньше, а платить за это приходится всё больше. Взрослые говорят: «Инфляция».
Ирбис частенько об этой самой инфляции размышлял: что за злодейка?! Порою – вслух. Благо, слушатель у него имеется отменный – маленький як по имени Яша. Отец в хозяйстве держит таких огромных, сильных животных. Вот Ирбис и сдружился с новорождённым малышом. Не такой, правда, тот и крошечный! На свет появился величиною с кошку. А к двум месяцам дорос до размеров крупного, лохматого пса. Чудной!
– А что, если мне его, как в цирке, людям показывать?! Туристы что-нибудь и дадут за просмотр или фото с моим Яшкой?! – такая мысль однажды осенила Ирбиса и уже не покидала его головы. Всё обрастала разными хорошими подробностями: что сам с Яшкиной помощью на сборы в школу заработает… А может, и больше сумеет, чтобы и папе с мамой подарочки, и сестрёнкам-модницам, а то и себе на игрушку останется!
Так и летят летние каникулы Ирбиса. Каждое утро, словно на работу, отвозит их с Яшкой отец на смотровую площадку высоченного перевала Чикетаман, где обязательно останавливается каждый гость Республики Алтай (отец, как ни странно, поверил в идею сына и согласился «подбрасывать» на своём стареньком грузовичке помощников до «места работы», а после – забирать их). Ирбис Яшу бережёт: пару часиков порадуют они народные взоры – и домой! Нечего животному надрываться! Турист, и правда, малышу-яку дивиться не устаёт. Многие по первости догадаться не в силах – что это за диковина? Пёс? Коза? Когда узнают, что лохматое чудо на синем поводке – як, кивают уважительно. За фото заплатить не скупятся. Ирбис в свою очередь с удовольствием отвечает на вопросы о любимце. Яшка во время мальчишеского рассказа замирает, прислушиваясь. Они же такие умницы, эти яки!
По дороге
с облаками
Андрей – альпинист со стажем. Вот и рыжая борода развевается по ветру. Но это, конечно, дань не возрасту – скорее, имиджу. Теплее ему, что ли, среди заснеженных вершин с этой бородою? Вообще-то, родом он из Бийска, живёт в Новосибирске. Но родным и друзьям кажется, что давно стали ему родиной алтайские горы. Ранняя юность свела парня с альпинизмом. В то время, когда ровесники искали себя среди острых ощущений банального «выпил, покурил, погулял», Андрей попал в команду увлечённых покорителей вершин. Больше ничто так и не стало для него лучше гор. Когда весь мир под ногами, а до небесного купола рукой подать…
Это помогло достичь своего счастья. Недаром говорят, нередко оно приходит к тому, кто сумеет сделать обожаемое увлечение работой. Андрей водит на Алтай группы туристов-экстремалов. Это Алтай для тех, кто устал от рутины и неподвижности офисного планктона, кому не хватает в буднях захватывающего дух восхищения миром и своими силами. Маршруты разные. Люди разные. Но одно неизменно – Андрей знакомит с дивным краем не с обочины ровной, как яичко, федеральной трассы. Его Алтай – дикий, рискованный, порою ужасающе страшный, но всегда восхитительный. Среди его друзей – большие чиновники, не ведающие нужды менеджеры, простые строители, инженеры, студенты и даже балерины. Однажды пережив головокружение от суровости и красоты природы, сумев преодолеть себя, большинство возвращается на альпинистскую тропу снова и снова.
Увешанный горными велосипедами, микроавтобус отъезжает от Семинского перевала. Его запасшиеся сувенирами и безделушками пассажиры восхищённо глазеют в окна на клубящийся вокруг горный туман. На лицах читается: что там, впереди? Андрей коротко машет рукой: маршрут ожидается несложный. На горные озёра. Для начинающих. Для тех, кому он сегодня вновь скажет: «Знакомьтесь, это настоящий Алтай…».
Милости прошу!
Мимо Лены не пройдёшь: залюбуешься. Высокая, крепкая, не обхватишь, и рот не закрывается. Хохочет, сыплет историями, задаёт вопросы… А руки – большие, с мягкими белоснежными ладошками – в тот момент на хозяйку не ориентируются – орудуют ловко. Достают из слёзно-прозрачного рассола малосольные огурчики, «приправляют» зелёную молодь свежего урожая горячей картошкой, с пылу-жару укладывают громадные по величине пироги. С капустой, мясом, грибами, ягодами. И уже на прилавке запотевшая бутыль с домашним квасом… Чего только нет у этой Лены!
Базар в Сростках – на родине Василия Шукшина – напоминает богатющую ресторацию. Всё, что дарит алтайская и окрестные земли, нашло здесь себе место. Рекой льётся разнотравный мёд, на пути которого стоят «ореховые стены». Сушёная, вяленая, копчёная рыба выглядывает из лотков: может, купишь?! И устроено-то всё как-то по-домашнему: заходи – гостем будешь! Чудесное село. И люди чудесные.
Лена с одноклассницей и подругой Светланой то, что родились они в таком особенном месте, ещё в детстве по-своему истолковали. Никуда отсюда никогда не собирались. Вообще дальше Барнаула не ездили. И деньги тут ни при чём! Сейчас, уже обзаведшиеся семьями, подруги заработок от торговли на сросткинском рынке приличный имеют. Даром, что ли, Лена увешана разнокалиберными золотыми побрякушками, как деревца разноцветными лентами в алтайских местах поклонения духам? Только соблазна оставить свои Сростки так и не возникало. Они и не рассуждали об этом никогда. Как-то само собой решилось: встречать Лене со Светой гостей знаменитого алтайского села. Кормить их. Консультировать, так сказать, по возникающим вопросам. Ну и что, что за деньги? Главное – как это сделать, какое настроение вложить! Да и не рвачи односельчанки Василия Макаровича, скорее – современные героини его ненаписанных рассказов. Обаятельные. С чудинкой. Говорливые. Не признающие другого внутреннего вектора, кроме справедливости. Оттого кормят туриста – пальчики оближешь! Новшество ввели: каждому с ними оттрапезничавшему визитную карточку дают. Зачем? Лена даже руками всплёскивает:
– Так обратно-то ехать будете или снова в Сростки соберётесь, заранее позвоните – мы вам пирогов напечём…
Ну разве проедешь мимо?!