Не всякий район области может похвалиться собственным семеноводческим хозяйством. В Черепановском такое есть – фермерское хозяйство «Семена». В нашем районе с ним активно сотрудничают зверохозяйство, птицефабрика с «Медведским», фермеры. Но и далеко за пределами района и региона расходятся семена этого бренда, выращенные под Нововоскресенкой.
Забот в уборочную кампанию в семенном производстве куда больше чем в ориентированном на получение продовольственного зерна. Нужны особые условия. К примеру, в «Семенах» не торопятся с уборкой. Если хозяйства подчас готовы молотить зерно любой влажности, лишь бы под снег не ушло, то в семенном производстве не так. Стараются выждать момент, чтобы влажность ещё в колосе была минимальной. Технику, ток после каждой культуры приходится тщательно очищать от оставшегося зерна. Да и подработка занимает уйму времени и сил.
– У нас преобладает ручной труд, – делится спецификой Пётр Витальевич Жуков, руководитель хозяйства. – Метла – главное орудие семеновода. Знаете, сколько их за сезон истирается?! Фасовка уже готовой продукции тоже требует вложений. Всё наше зерно мы упаковываем в мешки. Их в год на 150 тысяч рублей закупаем.
В этом году фермер не особо доволен урожаем. В среднем пшеница даст около 20 центнеров с гектара. Результат для такого производства не очень. На то есть объективные причины.
– Влаги в земле было предостаточно, – объясняет Пётр Витальевич, – а вот азота в почве не хватило. Удобрения вносили, но в очень небольшом количестве – слишком дорого. Видели поля рыжие? Это ржавчина поразила, даже сорта, по природе своей устойчивые к этому заболеванию. Щупловатое нынче зерно. Нормальная клейковина, а «натуры» нет.
«Химическую войну» с бурой ржавчиной в хозяйстве объявлять не стали. Если применять фунгициды по норме, миллионом рублей на покупку препаратов не обойтись. А смысл? Купить, а потом обработать, чтобы получить зерно, годное только на фураж? Никуда не денешься, деньги приходится считать. Если урожайность ещё как-то можно прогнозировать, то ценовая политика у нас – категория непредсказуемая. Постоянно приходится слышать от руководителей и специалистов, что нет достойной цены на зерно, а если такая устанавливается, то обязательно не вовремя. Естественно, с «ценником» тесно увязано и семенное производство.
– По сути, мы занимаемся тиражированием сортов зерновых, – продолжает глава фермерского хозяйства. – Покупаем их у оригинатора, то есть в институте, разводим и продаём. В советское время семенное зерно стабильно стоило в 2,5 раза дороже продовольственного. Сегодня максимум – полторы цены.
Пока на току подрабатывают зерно, истирая о бетонные покрытия главное орудие – мётлы, в поле, недалеко от Нововоскресенки торопятся, молотят три комбайна «Семян». Погода благоволит сегодняшней работе, после непродолжительных дождей стоит солнечная и даже жаркая для сентября. Поле пшеницы тает на глазах. Комбайны, не останавливаясь ни на минуту, теребят золотистые колосья, оставляя после себя игольчатую стерню. Лишь один «Полесье» замер у колка, у самой кромки поля. Комбайн Алексея Саватеева весь в ожидании управляющего Александра Фёдоровича Барышникова. Он должен подвезти новые подшипники взамен вышедших из строя. Нет-нет, да и подведёт техника механизатора. А куда без этого! Уже восьмую уборку комбайн трудится на полях. И хотя порядком выгорела краска, да и сбои в работе случаются, всё равно он считается самым надёжным. А то! – собирали его в Белоруссии, для выставки. А которые сейчас идут «под копирку» – уже совсем другая история…
Самым же заслуженным считается «Енисей» Николая Иванова. Чтобы не отставать от более производительных собратьев, старенький комбайн снуёт по полю без передышки. Внезапно его принялись сопровождать два силуэта. Только когда приблизилась техника, стало понятно: маленькая перепёлка пытается отыскать в надёжной вроде железяке защитника. Вот только большому коршуну оно не помеха. Сверху старается отогнать от людей свою добычу, а потом вместе с жертвой скрывается в ближайшем лесочке…
Впрочем, на случайные природные сюжеты у механизаторов нет времени отвлекаться. Кстати, «личный состав» фермерского хозяйства – устоявшийся, проверенный, надёжный. Почти все перешли сюда из соседнего воскресенского предприятия.
– Молодёжи, конечно, маловато, есть уже пенсионеры, – замечает управляющий Александр Фёдорович Барышников.
– Кроме постоянных 13-ти работников, привлекаем временных, – добавляет Пётр Витальевич Жуков. – Они уже испытанные, на некоторых операциях лучше них с работой никто не справится.
Пока нужно управиться с уборкой. Успех «Семян» – это ведь хороший старт весной и для других хозяйств. Сказано же: семена – основа урожая.