0

Я хочу быть с тобой…

приют5Почему дети добровольно уходят в приют и как здесь живётся?

«Цветок» памяти

Житейское море волнуется, как только оно и умеет. Покупатель спешит в ЦУМ (в обиходе народ продолжает называть старейший в городе торговый центр именно так) или во второй большой магазин, что по соседству. Другие по привычным делам устремляются в Энергосбыт или на почту. Кого-то ждёт вокзал, что тоже неподалёку, и дальняя дорога. У иного возникла потребность заглянуть в центр занятости. Родители ведут ребятишек в школу. Суд встречает бесконечную череду ищущих правды и справедливости. А баня – телесной чистоты…
Если в Черепаново и есть место, о котором всегда можно сказать: жизнь кипит! – то это точно центральная площадь города. Даже просто гуляющие здесь шагают как-то особенно деловито.
Но это здание суетливое житейское море огибает, словно неприметную заводь. Из-под курчавых чёлок рябин робко всматривается оно в мир вокруг: кого нынче выкинет «прибрежная волна»? Одно за 11 лет работы приюта для детей, оставшихся без попечения родителей, его сотрудники поняли точно: вряд ли стоит ждать по-настоящему одумавшихся пап и мам. Несмотря на символичное название – «Незабудка», «цветку социального сиротства» так и не удаётся донести до кого следует сакральной сути своего названия. В мифологии незабудка – растение, наделённое чудесной силой возвращать память тем, кто не думает о своих близких…

Чем вылечить больную?

Современная семья больна. Из здоровой не забирают детей органы опеки. Тем более они не уходят добровольно. В «Незабудке» мальчишки и девчонки, явившиеся с просьбой: «Можно я лучше у вас поживу?!», – дело самое обычное. Часто теперь покидают приёмные семьи. Так подтверждается нередко звучащее обывательское мнение: набрали из-за денег, которые государство платит! Конечно, в компанию себе подобных в социальные учреждения бегут и от более пристального контроля, дисциплины хотя и приёмной, но семьи. Особенно это касается подростков. Приводят детей и сами родители: не справляемся – перевоспитайте!
В приюте народ разновозрастный. Дети от 3 до 18 лет. Вообще-то, помещают их сюда на время. Чтобы помочь взрослым, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, её исправить. Исправляют немногие. Чаще приют психологически готовит ребят к неизбежности перехода в приёмные семьи или детский дом.
Свободные места в «Незабудке» – большая редкость. Обычно он переполнен. Сегодня – 22 человека. Максимум. Больше уже не поселишь. Некогда открытый для одного Черепановского района, теперь обслуживает близлежащие – Сузунский, Искитимский, Маслянинский. Не редкость и дети из дальних регионов губернии, где приютов тоже нет.
«Незабудка» и сама отчаянно нуждается. Финансирование, поступающее из минсоцразвития, скудно. Вся надежда на помощь района и друзей-меценатов. Состояние двухэтажного здания бывшего детского сада, которое приют разделяет с ещё несколькими организациями, – забота исключительно руководства сиротского учреждения. Регулярно портящаяся канализация, ветшающие стены, окна, крыша, грозящие упасть тополя забывать о себе не дают. Всё это не только комфорт – безопасность детей. О чём многочисленные проверяющие органы ни на минуту не забывают. Поэтому расслабляться директору Ивану Васильевичу Дыдикову некогда. Он постоянно в поиске понимающих людей, не делящих детей на «своих» и «чужих».

Заставьте их работать!

Наблюдения показывают: черепановцы своему приюту помогают редко и неохотно. Говорят: «У ваших детей есть родители. Заставьте их работать!». Что, увы, не в компетенции Дыдикова. Но он знает: в лице главы района А. В. Звонкова всегда и по большинству вопросов найдёт поддержку. Ещё одно крепкое плечо «Незабудки» – муниципальный комплексный центр социального обслуживания, возглавляемый чуткой Т. Н. Беляевой. Есть и другие давние, верные друзья. Предприниматель В. А. Канин, руководитель торгового центра В. П. Ахрамеев, коллективы и директоры школ №№ 3, 4, вспомогательной – И. М. Петушкова, Г. А. Лихоманов, Л. Ю. Моденова. Искренним интересом проникнуто сотрудничество с районным управлением образования. Долгая дружба связывает приют с местным православным приходом и воскресной школой.
Душевностью, неиссякаемой щедростью наполнены отношения с представителями Линёво, Искитима, Новосибирска. Благодаря общественным фондам «Наши дети», «Дыхание жизни», «Солнечный город», коллективу шестого отделения городской больницы столицы Сибири, со стола сирот при живых родителях не сходят фрукты, овощи, сладости. У любого из ребят есть хорошая одежда, удобная обувь, школьные принадлежности. Взять это где-либо ещё было бы просто невозможно.

Стресс, брысь!

Педагогический коллектив – фундамент «Незабудки». Чтобы долго работать здесь, нужно обладать громадной стрессоустойчивостью. Иначе с ума сойдёшь. Детский контингент подвижен. Меняется постоянно. И у каждого такая судьба, что окунёшься слишком глубоко – не вынырнешь! Плюс – ответственность. Сегодня, после сокращения штатов, один воспитатель занимается сразу с четырнадцатью разновозрастными школьниками. А рядом ещё и малыши.
…Детские глаза, в которых застыло ожидание, укоризна, обида, боль. Но всегда смотрящие с надеждой: ты не забудешь обо мне? Историй их надломленных судеб опытная замдиректора приюта Олеся Анатольевна Лиханова может поведать сотни. Поразительные. Головокружительные. Редко – со счастливым концом.
Кто-то из ребят, попавших сюда, преодолевая любые препоны и уговоры, стремится на улицу. Они уже знают вкус «запретных плодов» и больше не хотят ничего. Другие рыдают на крыльце «Незабудки», расставаясь. Здесь к ним впервые отнеслись по-человечески. Лечили. Медсестра Татьяна Михайловна Деньгина будет шаг за шагом изучать и восстанавливать истории болезней, чтобы помочь. Приласкали, по-домашнему покормили. Повар Татьяна Ивановна Тишковец готовить иначе не умеет. Тут со времён, когда в здании «жил» детсадик. И дети для неё не имеют «категорий». А в скольких ребяческих душах силами неуёмной няни Екатерины Степановны Красиловой поселился оптимизм и ожидание светлого нового дня! Воспитатель Лилия Геннадьевна Куксова, как и другие её коллеги, пронизана добротой и пониманием. Такие люди – костяк коллектива приюта. Принесённые к сиротским берегам волнами житейского моря, не в силах они оторваться от своих недолюбленных, несчастных и озлобленных воспитанников.
«Крещения водами социального сиротства» выдерживают не все. За последнее время в приюте по разным причинам и обстоятельствам сменилось несколько директоров. Новому начальнику наблюдательные подчинённые скоро дали верную характеристику: переживательный. Всё несёт в приют. С его подачи здание понемногу обновляется. К подчинённым прислушивается. Воспитанников… нет, не жалеет.
Иван Васильевич делится сокровенным: «На наших детях словно клеймо стоит! Понятно, социальные условия, в которых они живут, мало кому в будущем позволят вырваться, чтобы изменить в какой-то степени предначертанную судьбу. А мы должны дать им шанс попробовать это сделать!».
Житейское море, колеблемое бурями человеческих страстей, штормит всё чаще и сильнее. Кто-то должен бросить терпящим бедствие спасательный круг. А потом направить на верную дорогу. Хорошо бы, у Ивана Васильевича Дыдикова складывалось задуманное. Всё же он в этом деле человек особенно опытный: в прошлом – морской офицер Балтийского флота.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*