В 1949 году в городе Семипалатинск в простой рабочей семье родилась дочка, которую назвали Валентиной, а спустя несколько лет вся семья переехала в Черепаново. Шли годы, Валя подросла и её отправили учиться в первую городскую школу. Училась она хорошо, а когда в Черепаново начали строить швейную фабрику, старшеклассница Валентина после уроков начала бегать на стройку и там вместе с другими девчонками и ребятами помогать возведению нового здания. Всем хотелось первыми работать на новой фабрике. А однажды подруга познакомила её с невероятно красивым, тихим и спокойным парнем. Он сразу же позвал Валю и её подруг в кино. На сеанс отправились в кинотеатр «Комсомолец», там крутили фильм «Девица Розмари». Пока весь зал, не отрывая глаз, смотрел на экран, Валентина во все глаза глядела на нового, незнакомого, парня. Так и влюбилась с первого взгляда.
После окончания школы юная выпускница мечтала поступить в медицинский, но мать, женщина очень строгая и своенравная, с таким решением не соглашалась.
– А как ты в морг будешь ходить? – спрашивала она. – Ты же не то что покойников, ты капли крови боишься!
Так и не поступив в медицинский, Валентина вышла замуж за того самого парня, когда ей было всего семнадцать лет. Какое-то время работала на швейной фабрике. Управляться с машинкой оказалось нелегко, да и шитьё давалось с трудом. В 1968 году родился первый сын. С двухмесячным ребёнком на руках Валентина пошла учиться на газовика. Первое время она работала слесарем, а потом её перевели на должность диспетчера. Народ тогда к газу относился с недоверием и опасением, а однажды невысокую ростом и худенькую Валентину вызвал директор.
– Ты, Валюша, хрупкая, маленькая и очень добрая. Будешь, значит, проводить инструктаж с населением, рассказывая им про газ. Если уж ты не боишься, то и они перестанут.
И как-то всё пошло не так
Газовиком Валентина проработала около пятнадцати лет. За это время у них в семье родился ещё один сын. А потом она начала сильно болеть и решила пойти работать в дом ребёнка. Работа ей нравилась. Дети её полюбили, как и она их. Муж долгое время работал в Черепановских электросетях обмотчиком электродвигателей. Профессия крайне редкая и востребованная. А потом и супруг начал болеть. День-два отработает – и на больничный. Начальство начало его упрекать. Приходил домой невесёлый. Уволился. А потом умер…
Старший сын отслужил в армии, обзавёлся семьёй и переехал в другой дом. Младший сын, Николай, рос тихим и талантливым ребёнком, писал стихи, рисовал. И, повзрослев, для окружающих оставался тихоней, добропорядочным человеком. А потом в нём что-то произошло, его словно подменили. Николай начал сильно выпивать.
Что с тобой, сынок?..
Вскоре у Валентины Васильевны случился инсульт, и её жизнь превратилась в настоящий кошмар. Маленькими и осторожными шагами она кое-как передвигалась по дому. Всё время лежать на кровати тяжело, нужно как-то двигаться. Вот, казалось бы, уже получается понемногу ходить, но она всё равно где-то оступится и упадёт. Мало того, что пошатнулось здоровье, так и сын всё чаще прикладывался к стакану.
– Мать, будешь бродить по дому, я тебе хорошенько всыплю! – кричал на неё изрядно выпивший Николай. – Ты себе шею свернёшь, а меня потом посадят. Иди на свою кровать! Быстро!
Валентина Васильевна не узнавала своего любимого сына. Это был чужой, незнакомый и страшный человек. Разговаривать с ним стало бесполезно, и она начала его бояться. Обманным способом он получал её пенсию и пропивал всю до копейки. А напившись, изголялся.
– Видишь, мать, сколько водки? – открывая холодильник, говорил он. – Сейчас эту выпью и ещё куплю.
Однажды, когда он в очередной раз ушёл за водкой и запер её, Валентина Васильевна закрылась изнутри на крючок и всерьёз задумалась сбежать из собственного дома. Так больше продолжаться не может. Помочь ей было некому. Сын для окружающих – уважаемый человек, а она – простая старушка. Скажут, что из ума выжила и на сына наговаривает.
Валентина Васильевна решила вылезти в окно и только начала его открывать, как услышала шаги пьяного сына. Он уже дёргал запертую изнутри дверь.
– Открывай, мать! – ломая дверь, кричал он. – Открывай по-хорошему!
Валентина Васильевна от страха замерла на месте и зажмурила глаза. Сын всё же выломал дверь и ворвался в дом. Выхватив бутылку из пакета, он сильно ударил беззащитную мать по голове…
Смерть не так страшна, как боль
Лёжа в больнице, Валентина Васильевна никому ничего не говорила. Она знала, что ей никто не поверит. На выписку из больницы приехал сын и забрал её домой. Напившись, он привязал её за ногу к кровати и закрыл все окна картоном. Ни сбежать, ни позвать на помощь она уже не могла.
Сын иногда бил её огромной книгой по голове, если ему что-то не нравилось. Пить стал ещё сильнее. Смерти Валентина Васильевна уже не боялась, только побоев. Она часами лежала в тёмной комнате совсем одна и не понимала, за что же ей такое наказание. Сын кормил её лапшой быстрого приготовления раз в день. И бил за всякие пустяки.
– За что ты так со мной, сыночка? – плача от боли, спрашивала обессилевшая мать.
– Тебе не понять, – отвечал он.
Валентина Васильевна глядела на него из темноты влажными от слёз глазами и плакала. От такой жизни она сильно исхудала и весила чуть больше тридцати килограммов.
Побег из кошмара
В конце марта, пока сын, напившись водки, спал, к ним в дом случайно зашла соседка и ужаснулась. Она отвязала женщину от кровати и вручила пятьсот рублей.
– Беги, Валя, ради Бога, беги, куда глаза глядят…
И Валентина Васильевна решилась на побег. Она быстро собрала в маленький пакетик кое-какие вещи и, надев огромные тапки сына, выбежала на улицу. Она шла в ночь, не разбирая дороги. Её было всё равно куда идти. Она оглядывалась в страхе, не преследует ли её сын. Тапки тонули в снегу и грязи. Дрожа от холода, из последних сил поднялась на переходной мост. Сил идти уже не было. Дул сильный и холодный ветер, и она, голодная и промёрзшая насквозь, поползла по мосту. Спустилась на платформу и, с трудом перешагнув через первую рельсу, упала на пути. «Лучше пусть поезд переедет, чем возвратиться домой», – подумала она. Но прохожие помогли ей подняться, и Валентина Васильевна побрела к церкви. Больше идти было некуда.
Кто-то сказал ей, что в Карасёво есть дом-интернат. Она начала упрашивать таксистов увезти её, грязную и исхудавшую, туда, в далёкое Карасёво, показывая смятую и мокрую пятисотку. Только один согласился. По пути Валентина Васильевна думала о всяком: бросит её этот таксист по дороге в чистом поле и заберёт деньги.
– Всё, бабушка, приехали.
Она не верила, что всё ещё жива. Когда, уже ночью, дверь машины открылась, Валентина Васильевна не могла поверить своим глазам. На крыльце дома-интерната стояли огромный, как богатырь, охранник и медсестра в белом халатике и в розовых штанишках. Валентина Васильевна разрыдалась и захотела спрятаться за спиной невиданного богатыря, ведь только он мог защитить её от гнева сына и его кулаков. А медсестра в розовых штанишках казалась ей ангелом.
Маленькую, беззащитную и запуганную старушку подхватили на руки и завели в тёплый, уютный дом-интернат. Почти год она не видела мягкой подушки и свежего постельного белья. А когда утром её повезли в больницу и купили беляш, то Валентина Васильевна, откусив немного, спрятала его в карман. Он так вкусно и чудесно пах, что ей хотелось наслаждаться им как можно дольше…
Спустя два года…
Пробыв в больнице полгода, Валентина Васильевна всё же дождалась путёвки в Карасёвский дом-интернат, где её уже ждали. Ведь ей хотелось жить именно в нём и нигде больше. Сын её не искал, а вскоре после побега матери погиб, упав с автомобильного моста через железную дорогу. Целый год она боялась спать спиной к двери, опасаясь, что кто-нибудь зайдёт и обидит её. Но потом привыкла. Постепенно она набрала нормальный вес, попутно перешивая свои вещи, которые становились ей малы.
Часто смотрит сериал «Менты», один из главных героев которого – майор Соловец – очень сильно похож на её мужа.
– Я когда вижу его, – смеётся она, – так у меня даже волосы на голове шевелятся. Ну очень похож…
Теперь она счастлива и в полной безопасности. По вечерам смотрит в комнате отдыха телевизор, что-то перешивает и общается с другими постояльцами. Во дворе стоят беседки и растут цветы. В дом-интернат часто приезжают с концертами различные творческие коллективы, в том числе и детские. Проводятся увлекательные мастер-классы. Есть библиотека. Все невзгоды остались далеко позади, и нет для неё теперь лучше места на земле, чем этот общий дом в деревне. В нём она окружена самой настоящей заботой и любовью, которой ей так не хватало.
А сына она простила…