Вообще, очереди должны были уйти в прошлое вместе с дефицитом, дефолтом и деноминацией. То есть отмереть как никчёмный рудимент социалистического прошлого. Тем более сейчас, когда все государственные структуры стремительно переходят на новый информационно-технологический уровень, живая очередь в поликлиниках, учреждениях социального обслуживания – неприятный пережиток старого.
Но, как ни парадоксально, очереди можно встретить во многих местах. Например, в паспортном столе, или миграционной службе. Волей-неволей периодически приходится занимать здесь своё место в длинной цепочке себе подобных: положено менять паспорт, ставить отметки о прописке и совершать прочие действия, помогающие государству контролировать каждого. Отчитаться о новом месте жительства пришлось недавно и мне.
Говорят, очередь здесь занимают задолго до начала рабочего дня. Поэтому, придя к открытию паспортного стола, я была уже седьмой-восьмой. Люди терпеливо сидели на лавке у входа, благо, погода позволяла. Некоторые даже пытались восполнить недополученный сон, дремля прямо на свежем воздухе.
Ровно в девять часов двери паспортного стола распахнулись, словно мифический цветок папоротника, суля ожидающим успешное разрешение их дел и проблем. И вся очередь перекочевала в тесный коридор, в котором и стульев-то не всем хватало. Потянулись долгие минуты ожидания, омрачавшиеся новыми гостями, лезущими без очереди, чтобы «только спросить». Они, пробившись к двери кабинета, надолго пропадали там, видимо, пытая специалистов обо всём на свете.
Бабушка с дедом, как принято у многих пенсионеров, пришли в государственное учреждение рано, чтобы с утра расправиться с ненавистными бюрократическими делами. Но, видимо, не настолько, чтобы быть первыми в очереди. Им нужно было просто сняться с регистрационного учёта: «Переехали недавно из Черепаново ближе к детям», – делилась с нами добродушная старушка. Прошло примерно полчаса, прежде чем она заметила, что её муж чувствует себя плохо. Бабушка поняла: если ожидание затянется на ещё большее время, деду, перенёсшему недавно инфаркт, придётся вызывать «скорую». Обеспокоенность за близкого человека подтолкнула её обратиться к людям, стоящим перед ними. Не успела она договорить, чтобы их пропустили, как специалист из другого кабинета, к которому посетителей не было, пригласила пенсионеров к себе. Люди облегчённо вздохнули: не пришлось отодвигать очередь или грубить пожилым людям.
А народ всё прибывал. Среди тех, кто находился в коридоре с самого утра, были только нуждающиеся в прописке, но потом появились и те, кто сдавал или получал паспорт. И, странное дело, их вызывали без очереди, оставляя нас всех ещё как минимум на 30 минут. Возмущение нарастало. Люди действительно не понимали, почему они, придя задолго до открытия, должны пропускать тех, кто выспался, не спеша собрался и пришёл чуть ли не к обеду?
Одна такая привлекательная и свежо выглядевшая девушка зашла в помещение. Было ясно – ей не пришлось рано вставать, добираться на общественном транспорте и час стоять в очереди. Плавно лавируя между порядком уставшими людьми, она в считанные секунды оказалась около кабинета с тривиальной фразой: «Я только спрошу». Женщина, стоявшая здесь же и уже находящаяся «в низком старте», ответила ей отказом, на что получила не менее пафосное: «Какая очередь?! Вы что, издеваетесь? У меня ребёнок маленький», и дама скрылась за вожделенной дверью.
Приближался полдень. И это смущало всех ещё больше. Почти как тот парень в шляпе, появившийся всего пару минут назад, но уже смекнувший, что задержится надолго. Уверенный в своей уникальности и креативности, молодой человек со словами «я спросить» заглянул в кабинет, да там и остался. Общественность не перенесла такого нахальства и обратилась уже к самим специалистам, чтобы те не обслуживали наглеца. Но с невозмутимым видом работники паспортного стола произнесли: «У него ребёнок грудной». Волна истеричного смеха прокатилась по коридору, и всем окончательно стало ясно: справедливость существует, но уж точно не в этом здании.
Вновь прибывшие заявили, что записаны по времени. Нас как осенило – оказывается, можно было предварительно позвонить и не мучиться в душной и тесной комнатке несколько часов?! Но не тут-то было. Царящий хаос и абсолютное отсутствие какого-либо уважения к «сородичам» заставили ждать и этих «счастливчиков». В итоге на приём они попали спустя 15 минут.
На лицах, до этого излучавших миролюбие и снисходительность, появилась озлобленность, раздражённость и даже бешенство. Они-то и заглянули в тот злосчастный кабинет, где, как в чёрной дыре, пропадали люди. Оказывается, если раньше заполнять бланки отправляли в общий коридор, и человек, выполнив все процедуры, чуть ли не кулаками пробивал себе обратный путь или снова занимал очередь, то теперь бланки заполняли на месте. И задерживались там буквально на целую вечность, а очередь почти не продвигалась.
С этим сталкивается каждый более или менее порядочный гражданин Российской Федерации. И неужели у кого-то ещё остались сомнения в том, что система устарела и приносит только вред? Её срочно нужно менять, и чем раньше это сделают, тем больше спасут такие ценные и невосполнимые нервные клетки наших людей.
На мой взгляд, идеально в этом плане работает Сбербанк. Наверное, все уже привыкли к электронной очереди. Перед самым входом в операционный зал ты заказываешь в специальном терминале талон с индивидуальным номером и садишься на диван. Проходит не более 15-20 минут, как по громкой связи тебя приглашают пройти к освободившемуся окну. Никаких ссор, никаких драк, никакого пренебрежения и ярости. Может быть, государственным службам стоит принять во внимание положительный опыт обслуживания клиентов банка?
В тот день я всё-таки дождалась своей очереди. И теперь могу похвастаться железным терпением и новой пропиской.