0

Голубин, ты не раскисай!

1Анатолий Петрович Голубин родился за несколько лет до начала войны. Разве мог тогда розовощёкий и улыбчивый мальчуган знать, что ему придётся пережить бомбёжки, голод, разлуку, смерть?! 

Подальше от войны – в Сибирь

Посёлок Копцы в Новгородской области, где появился на свет ребёнок, почти с самого начала Великой Отечественной находился в оккупации. Часто сюда наведывались немцы: резали скот, убивали людей. Мама рассказывала, что отец Анатолия накануне войны построил новый дом, большой, добротный. Но пожить там семье не удалось – фашисты устроили в нём госпиталь.
Только через полгода советским солдатам удалось отвоевать деревню, и людей стали эвакуировать в Сибирь. Но враг не хотел так просто отпускать пленников – с неба, из самолётов, расстреливали целые толпы спасающихся.
Голубиным всё-таки удалось скрыться. Однажды их семья вместе с бывшими соседями, всего пятеро человек, остановилась в бане – дальше двигаться не могли, местность была оккупирована. Прожили они там несколько дней. Была зима, чтобы хоть немного согреться, решили затопить печь. «Стервятники» увидели дым и скинули бомбу. Она упала метрах в семи-восьми от бани, её от полного разрушения спас складированный возле стены лес. Тут на помощь подоспели бойцы и помогли выбраться.
Ослабленных голодом, холодом и нервным напряжением людей во время войны часто одолевали болезни. Так случилось и с матерью Анатолия Петровича. Она заболела брюшным тифом и оказалась в госпитале. Но и отцу не удалось в такой страшный период жизни быть рядом с сыном – призвали на фронт. Так Толя очутился в приюте.
Почувствовать себя настоящим сиротой ему, к счастью, не удалось. Отца быстро комиссовали, он каким-то невероятным чудом нашёл сына, и вместе они отправились подальше от ужасов войны – в Сибирь.

«Голубин, ты не подвёл меня!»

Родственников Голубиных эвакуировали в Маслянинский район, деревню Травянка, туда приехали и они. Позже, вылечившись от болезни, к ним вернулась мать.
Жизнь была не сладкой: не было ни спичек, ни соли, ни бумаги, печь топили и старались её не тушить, чтобы снова не разводить огонь. Кое-как дожили до лета, потом стало немного легче: использовали в еду крапиву, почки, собирали сморчки, ловили рыбу.
В сентябре Толя пошёл в школу.
«Мне особенно запомнился 7 класс. Устные предметы я хорошо осваивал, а вот с письмом было не очень. Но на выпускном экзамене я каким-то чудесным образом написал сочинение на «4». Когда объявили результаты, учительница положила руку парню на плечо: «Ну, Голубин, ты молодец, не подвёл меня!». Эти слова были подобны золотой медали.

Сибиряк родился на лыжах

В 1955 году Анатолия призвали в армию. На три года и два месяца его домом стал ракетный полк в Калужской области.
Однажды к Голубину обратился капитан Гулькин:
– Ты, Голубин, сибиряк?
– Ну конечно.
– А лыжами когда-нибудь занимался?
– Ну а как же?! В школе даже в районных соревнованиях участвовал. А среди маслянинских школ в пятом классе на три километра занял первое место.
– Это уже что-то.
Так Голубин твёрдо встал на лыжи, а позже обзавёлся и винтовкой – занимался биатлоном. Ходили на 20 километров в полной армейской выкладке: шинель в скатку, автомат, противогаз. Вместе с напарником они обычно хорошо выступали, занимали первые-вторые места, это и помогло солдату раньше демобилизоваться.
В 1958 году, после окончания одной из гонок полковник Самородов построил весь полк:
– Ефрейтор Голубин, выйти из строя! За развитие спорта в полку и отличные показатели ефрейтору Голубину объявляю отпуск 20 суток с выездом на родину.
– Слушаюсь!
До конца службы бойцу оставалось несколько месяцев, поэтому, уезжая в отпуск, он попрощался со службой в армии навсегда.

Здесь встретил Марию

В то время на Берди организовывали строительство ГЭС, и парень устроился туда разнорабочим. Работал на пилораме, пилил лес, который сразу увозили на будущую Маслянинскую станцию. Здесь он и познакомился с Марией, будущей женой. К осени ГЭС была возведена, и Анатолию пришлось снова искать работу.
В 1960 году умер отец. Он был бригадиром тракторной бригады. Председатель села предложил Анатолию Петровичу занять должность отца, ведь в те времена 7 классов говорили об образованности человека.
Когда случилось горе с папой, мама сказала Толе: «Если у тебя есть девушка, веди её в дом, пусть она мне помогает». Так и стали жить одной семьёй: Анатолий с Марией, мать и младшая сестра.
Чуть позже Анатолий с женой уехал жить в Куйбышев, где проработал в Куйбышевском СМУ-2 чуть больше года. Там завязалась крепкая дружба Голубина с Александром Петровичем Гавриленко, который был у него начальником. Когда Гавриленко в июне 1963 года отправили в Черепаново организовывать СМУ-3, сюда приехал и Анатолий Петрович.

Заслужил «Жигули»

Устроившись в строительно-монтажное управление, А. П. Голубин вместе с бригадой устанавливал высоковольтные линии не только в Черепановском, но и в соседних районах: Искитимском, Маслянинском, Сузунском.
Чаще всего мужчине доверяли работу на технике: буроям, бульдозеры, телескопические вышки.
Много работали и в Алтайском крае. Однажды выделили объект в Славгородском районе. Шёл октябрь, надо было построить 45 километров 10-киловольтной линии в не самых хороших условиях: большой объём, сжатые сроки и неблагоприятная погода. Но у заказчика были деньги, поэтому к новому году линию сдали. В конце строительства приехал Александр Петрович Гавриленко, отозвал Голубина в сторонку и говорит: «Анатолий Петрович, мы вас записывали на «Москвича». Так вот, в тресте сейчас их нет. Но ты, Голубин, в 73 году «Жигули» обязательно получишь». Так и случилось. 17 августа он получил «Жигули» третьей модели. Эта награда прибавила сил и вдохновила на новые трудовые подвиги.

Беда не приходит одна

Внезапно в 1979 году у Анатолия умирает сын, которому через две недели исполнилось бы 19 лет, – утонул. А ещё через пять месяцев тяжело переживавшую потерю ребёнка жену парализует. Ей всего-то было 40 лет!
Областная больница, бабки, народные лекари – всё тщетно. 31 год Анатолий Петрович вместе с дочерью пытались поставить супругу на ноги, но так и не смогли.
В 2010 году Мария умерла. Когда её хоронили, к Голубину подошёл начальник Гавриленко, приобнял по-дружески и сказал: «Анатолий Петрович, ты только не раскисай».
Судьба преподносит человеку много сюрпризов, в том числе и не очень приятных. Но лишь тот, кто способен собраться, взять себя в руки, может достойно пройти все испытания. Таким стойким и мужественным оказался Голубин. Даже сейчас, когда у пенсионера проблемы со здоровьем, он старается держаться – периодически посещает общество слепых, а недавно встретил свой 80-летний юбилей. «Не раскисать» – пожалуй, главная жизненная заповедь.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*