0

Перестроек не боялись. В первой тройке оказались

ферма1Племзавод «Медведский» – пожалуй, первое хозяйство в районе, рискнувшее пойти на кардинальные перемены в животноводстве. Ровно три года назад здесь крайне серьёзно, решительно и с явным желанием задумали преобразовать отрасль в современную высокопроизводительную, с хорошей экономической отдачей. Но вначале потребовались значительные финансовые вложения, поэтому нашлись и скептики: мол, не для нас это, нецелесообразно экономически, когда всё окупится, нам бы чего попроще… Сегодня можно говорить о первых результатах.

За новаторский пример взяли одно из самых успешных хозяйств области – «Ирмень» Ордынского района. Не раз посещали его, смотрели, как всё устроено, вникали в суть. На тот момент это было новой технологией всего процесса ведения дойного стада – от содержания, кормления до доения. Конечно, медведскому хозяйству у кризисной черты несказанно повезло в том, что оно влилось в Посевнинскую птицефабрику. Разумный инвестор подошёл к развитию предприятия со всей ответственностью и отважился вкладывать немалые деньги в обустройство современной фермы.
– Суть её такова, что животные у нас на беспривязном содержании, – делится главный зоотехник Нина Леонидовна Мешковец. – Коровы дальше фермы не ходят, мы отказались от летних пастбищ. Нет доярок в привычном понимании, когда у каждой своя группа коров. Животные содержатся во дворах, где за ними ухаживают скотники, а доение происходит отдельно, в современном доильном зале под названием «европейская параллель».
Приглядимся к «параллели». Тут полная автоматика. Вручную только вымя обрабатывается да аппарат на него надевается. У коровы на ошейнике установлен датчик-транспордер, система «считывает» информацию и даёт сигнал, что сейчас за корова доиться зашла. Все сообщения видит на своём компьютере оператор доильного зала Ольга Владимировна Рец. Если, к примеру, ветврач Клавдия Владимировна Кноль накануне ввела животному лекарство, молоко уже не пойдёт в общий «чан».
Конечно, ферма изменилась до неузнаваемости. Помним, как медведцы первыми в районе стали экспериментировать с кормлением, ввели в рацион жидкую патоку, специально сделали кормокухню. Затем на территории возникли пять длинных дворов белого цвета. А доильный зал снаружи выкрасили в ярко-красный. Минувшим летом всю территорию фермы опутали лабиринтом металлических ограждений, заасфальтировали все дорожки. Теперь коровы при походе в доильный зал не разбредаются, а следуют по строго указанному «заборчиком» маршруту. Причём, рассчитали его так, чтобы животные не оказались лишёнными достаточной двигательной активности.
Большую работу проделали и в обновлении стада. Сегодня в Медведске 570 дойных коров. Последние два года «обновляли кровь», запасаясь хорошим генофондом.
– 80 процентов купленных тёлок – голштинской породы, – хвалит бурёнок главный зоотехник. – Высокопродуктивные, с хорошим потенциалом. На них не нарадуемся.
Насчёт радости нам трудно судить, но вот удивляешься сразу. Идёт доиться не корова – коровище: откормленная, вымя налилось до размеров невероятных!
– У нас таких, как эта, немало, – враз подмечает изумление ветврач Клавдия Владимировна Кноль, – до 40 литров молока в день дают.
Правда, как раз генная установка на высокую продуктивность породы плюс условия содержания несколько мешают процессу, предшествующему появлению потомства. Здесь это называют «тихой охотой», поэтому выход телят пока невысокий – 80 от 100 коров. Но думают дело поправить.
С введением новой технологии удалось избавиться от такой извечной для Медведска проблемы, как кадровый голод. Соседство с Листвянскими Шахтами, предприятиями Линёво, Искитима безжалостно отнимало у хозяйства рабочие руки, привлекая людей более высоким доходом. А всем известно, что сельское хозяйство не имеет возможности платить много. С внедрением беспривязного содержания отпала надобность в большом количестве людей. При таком же поголовье раньше требовалось девять доярок, и тех не хватало. Сегодня всего четыре нужно для бесперебойного приёма молока. Появились два подгонщика животных, два слесаря. И по одному скотнику на двор.
– Многое зависит от людей, – говорит зоотехник. – Вот, к примеру, кормление. Сделаешь не вовремя – не получишь желаемого результата. Мы от этого долго страдали, пока не появился Александр Петрович Руппель. Он работает на кормораздатчике. Всё делает по часам. Так что сбоев нет.
С переменами медведцы уже не могут остановиться. Обновление фермы продолжается. Вот уже просматривается новая родилка. Стоят стены, от непогоды накрыта крыша. Все работы ведутся уже внутри. Скоро отделение сможет принимать новорождённых. Причём, не как обычно, к весне, а в течение всего года.
– Круглогодичный отёл экономически выгоден, – объясняет Нина Леонидовна Мешковец. – Зима, а надои после отёла высокие. Сейчас и цена на молоко приемлемая, и главное – оно у нас имеется. Раньше, бывало, есть цена – нет продукта.
Экономика экономикой, а на вопрос о целесообразности таких огромных затрат в «Медведском» приводят и довод, о котором не всегда вспоминают:
– А условия труда для рабочих! – в унисон говорят уникальные в своей неугомонности зоотехник и ветврач. – Разве они сравнимы с прежними? Посмотрите, везде тепло, доярки не кутаются. И потом, технология практически исключает контакт человека с молоком. При тщательном её соблюдении продукция гарантированно чистая.
В будущем решимость и правота руководства птицефабрики и «Медведского», верится, проявятся ещё больше. А пока хозяйство уверенно перешло 5000-й рубеж по надоям от коровы в год и вошло в тройку лидеров в районе, наряду с Крутишкой и Карасёво.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*