Неужели это правда: в медицинском учреждении, куда подведён газ, топят печку дровами?
Когда в редакцию газеты пришёл Николай Михайлович Тарасов и передал просьбу жителей посёлков Искра и Спутник – посодействовать, чтобы в искровском фельдшерско-акушерском пункте люди и персонал перестали мёрзнуть, честно говоря, ему не очень поверили. Постойте: ведь посёлок Искра газифицирован, трубы, по которым газ течёт в дома, тянутся по всем улицам вдоль и поперёк! А Николай Михайлович своё: да нет же, ФАП отапливается дровами, можете посмотреть!
Ну а как же на такое не посмотреть… Три километра от районного центра, спутниковые антенны чуть не на каждом доме, цифровое телевидение не в диковинку, интернет скоростной – какая печка, какие дрова?! Что за такие исключительные обстоятельства могли заставить отказаться от газа и снарядить в лес за дровами подводу?
Искровский ФАП – на центральной улице посёлка, рядышком с администрацией сельсовета, симпатичный, уютный, ухоженный и – с газовой трубой. В холле собрались жители. Тут и вправду не жарко. Пусть пар изо рта и не идёт, но батареи чуть тёпленькие. Что ж: на улице минус 25. Никто не снимает шуб, шапок и варежек. Люди ждут фельдшера и медсестру: они сейчас обслуживают вызовы, посещают больных на дому, а потом начнут приём в ФАПе. Алевтину Геннадьевну Симайкину и Анну Александровну Щукину жители хвалят, их внимательности и профессионализму доверяют безоговорочно. А ещё их жалеют: фельдшер, прежде чем начать осмотр больного, оттаивает руки над обогревателем. Да и за своё здоровье люди опасаются, принесёт мама приболевшего малыша, так неизвестно, вылечится или простудится.
А Николай Михайлович Тарасов ничего не напутал. В комнате, рядышком с газовым котлом, замотанным и холодным, топится железная печка, а под подоконником с цветами горой навалены берёзовые поленья. Санитарка приходит на работу рано утром, затапливает печь, а в течение дня подсыпает уголь. Печка гудит, от неё идёт жар, но батареи при этом еле нагреваются, так что в ФАПе тепло только возле самой печки.
Жители тут же вспоминают, как радовались, когда в посёлок пришёл газ, и тому, что его провели в ФАП. Чистота, порядок и тепло. Сиди себе, спокойно жди, когда тебя осмотрят или укол поставят. Ребёнка приведёшь – тут для детей есть отдельное помещение, разные детские книжки. Всё удобно и современно. Жаловаться не на что.
Предположения жителей посёлка насчёт того, почему всё повернулось к старому, да ещё и в худшем варианте, чем когда ФАП отапливался от обычной котельной, самые разные и не совсем веские для такого поворота дела. Говорят люди, то ли условия какие-то не созданы, требования не выполнены, то ли не оплатили вовремя, вот трубу и перекрыли. Злого умысла в случившемся не усматривают, считают, что произошло какое-то недоразумение, кто-то просто совершил оплошность. И всё же переживают: а вдруг печка с дровами – это надолго или, того хуже, насовсем?
Кто оплошал, как всё случилось? История теплоснабжения искровского ФАПа короткая и довольно благополучная. Когда в посёлок пустили газ, сама собой возникла мысльи: надо бы завести его в медицинское учреждение. Двумя руками «за» был глава района А. В. Звонков и, чтобы дело не затянулось бюрократическими процедурами, выделил сельсовету 99 тысяч рублей на монтаж газового оборудования – котла то есть. Тепло пошло, это была осень 2014 года. А потом начался процесс передачи здания, имущества ФАПа в ведение центральной районной больницы. Завершился он только недавно, в декабре, накануне встречи 2016 года. Здание теперь является областной собственностью и передано ЦРБ в оперативное управление. Но газовый-то котёл остался во владении сельсовета!
Как объясняет главный врач ЦРБ Наталья Владимировна Талалаева, у больницы не было законных оснований заключать договор с газоснабжающей организацией (монтировало оборудование ООО «Фортуна», директор А. А. Дзюбин), это должен был сделать сельсовет, но он не заключил с газовиками договор соответствующим образом, и когда возник вопрос об оплате, оказалось, что платить-то и некому, а скопилось 30 тысяч рублей. Чтобы обеспечить работу учреждения и сохранность имущества, главврач приняла решение о печном отоплении здания.
Своё видение ситуации представляет и глава администрации Искровского сельсовета Сергей Павлович Верёвкин. Да, пока шла процедура передачи ФАПа больнице, он дал команду отапливать его газом, поскольку сам газопровод находится в собственности сельсовета. Глава уверен и готов это подтвердить документально, что текущие расходы по отоплению должна была нести больница. Он вообще только в прошлом сентябре, когда настали холода, и пришлось включить отопление, узнал о том, что больница не платила, получив письмо главврача с предложением выставить счёт на возмещение затрат. Вот так прямая газовая труба вдруг «закольцевалась».
За юридическими и процедурными деталями упорно выпирает вопрос, не за кем авторство возникшей, достаточно нелепой, ситуации (тут есть кому разобраться, если надо), а что же теперь делать, какой выход? Главный врач предполагает два. Можно заново смонтировать теперь уже своё оборудование, но это процесс небыстрый, бюджетное финансирование удастся получить лишь к следующему отопительному сезону. А вот если сельсовет согласится передать газовый котёл больнице безвозмездно, она уже сама заключит договор с «Фортуной», и газ вернётся – это дела примерно одного месяца.
Самое неожиданное, что глава сельсовета на такое предложение отозвался с энтузиазмом: «Да пожалуйста, хоть завтра! Имущество стоимостью до 100 тысяч рублей мы можем передать безвозмездно абсолютно на законном основании. Пусть больница только выйдет с предложением».
Ну, теперь совсем непонятно. Вовсе не кризис подкосил, не бюджетная голодуха пояс подтянуть заставила. Одно понятно, что двум сторонам надо как-то встретиться. Можно в ФАПе, но только чтобы санитарка с раннего утра печку не успела протопить. В повести Сергея Антонова «Дело было в Пенькове» и в фильме одноимённом помните, как новый клуб отстроили? Позвали председателя колхоза в холодное помещение старого клуба и убеждали, пока вода в графине не замёрзла.
А тут, вроде, и убеждать никого не надо. И тем более строить ничего не требуется: всё готовое, только так – бумаги справить.