0

Такая вот «ферма» мужская

семён3«Фермой» в деревнях издавна повелось называть не только территорию, где содержатся сельскохозяйственные животные, так ещё говорят про отделение хозяйства: первая ферма, вторая ферма. Известные печальные времена, когда сельхозпредприятия стали скукоживаться, подобно шагреневой коже, как раз по «фермам»-то и ударили больше всего. Не стало в них надобности, целесообразнее сосредоточить всё производство на центральной усадьбе. Впрочем, такая участь постигла не все отделения. Более того, сегодня есть примеры просто поразительные в своей уникальности!

Посёлок Семёновский, или Падун – как хотите. Примерно на полдороге до Верх-Мильтюшей. Как отделение совхоза, а затем сельхозкооператива «Мильтюшихинский», специализировалось на овцеводстве. Под десять тысяч поголовье подходило. Столько было в районе лишь в Медведске и Шурыгино. Ну, а в те самые девяностые до овечек разве стало? Выжили сотни четыре, да и в тех ровно никакой экономической эффективности. Так что семёновское отделение имело все шансы лишиться всякого производства. То, что этого не случилось, пожалуй, можно отнести исключительно на мудрость и добрую волю сельхозкооператива и его председателя Виктора Евгеньевича Желака. Как, оставить весь посёлок совсем без работы?! Не годится.
И произошла с Семёновским метаморфоза, какой никто и не ожидал. Отделение из овцеводческого стало многопрофильным. Ну очень редко встретишь, чтобы на небольшом, в общем-то, пространстве было всё! Ну, или почти всё: овцы, лошади, свиньи, тёлки. Удивление может вызвать ещё и тот факт, что многое из перечисленного большого дохода кооперативу не приносит, во всяком случае, уж точно не на овцах и свиньях его достаток держится. Эта многофункциональность семёновской «фермы» – отчасти, как здесь говорят, – для души, а ещё – чтобы без дела не сидеть. И в большинстве своём продукция отделения предназначена для столовой, для потребления своими же работниками сельхозкооператива.
Понятно, что за таким хлопотным и разнообразным хозяйством нужен глаз намётанный и зоркий, чтоб ничего не упустить! Василий Иванович Сергеев – лучше не придумаешь. Он из местных. Знатный механизатор, девять лет назад председатель предложил ему покомандовать отделением. Заодно и староста села – верный знак, что человек всеми признанный. Председателю кооператива нет решительно никакой надобности наведываться с контролем в Семёновский через день да каждый день: Василия Ивановича на всё хватает. У него на отделении правая рука – бригадир Ольга Геннадьевна Чистотина. Кстати, женщины, на которых, как известно, держится животноводство, в Семёновском – редкость, и это ещё одно большое удивление.
– У нас из 28 работающих на ферме почти все – парни! Молодые, а знаете, как у них всё в руках горит!
Посмотрели своими глазами. В кошаре, где, кстати, овец уже почти тысяча, управляются Павел Лукьянюк и Григорий Сёмушкин. Первому 28 лет, другому 24 года. Павел в прошлом году признан лучшим чабаном района, чествовали его во Дворце культуры. А тут по кошаре чуть не летают: сено разгружают, воду по поилкам таскают, вилами так машут – в объектив не словишь! Эти бы старания да вознаградились выгодой! Да куда там – овечья шерсть, которую раньше для придания особой важности называли «мягким золотом», нынче не в ходу. Работники кошары Юрий Гарин и Надежда Поздеева стригли-стригли овечек, а за шерсть цену дали смешную – 30 рублей кило. Приезжали тут как-то покупатели из Хакасии, долго так носом крутили. Ну ладно, зато между своими баранина расходится куда с добром.
Свинина в деревне всегда в почёте. В одном из дворов содержатся около 200 хрюшек, наедают бока. Странные они тут какие-то, словно пластмассовые, будто помытые. Цокают себе своими копытцами по чистому дощатому полу, едят из крепких, хорошо оструганных корытцев. В отдельном помещении – свинки с приплодом. С самого начала, как завели свиней, работает здесь Ольга Валерьевна Алейникова, сейчас вместе с дочерью Валентиной Смоляк.
Одну крышу с ними делит Андрей Мармазов, столяр. Сам оборудовал одно из помещений под мастерскую. Тут у него печка натоплена, готовые изделия подсыхают. Андрей может не только корыта для свиней делать – сострогает за милую душу хоть рамы, окна, двери, и по электричеству всё соображает.
А на свежем воздухе в загонах прогуливается молодой резерв всего мильтюшинского молочного производства – около 180 тёлочек. Этот профиль Семёновского, в отличие от предыдущих, уже тесно встроен во всю систему животноводческой отрасли сельхозкооператива. Здесь, на отделении, тёлок растят до 8-месячного возраста, а затем отдают в Мильтюши, в дойное стадо. Надо ли говорить, какая ответственная задача возложена на семёновских скотников Дмитрия Анатольевича Козлова и Василия Николаевича Дорогина: тёлки хозяйству нужны крепкие, хорошо откормленные, здоровые и способные давать потомство, а значит, и больше молока! Недавно «для поднятия настроения» к ним в загон привезли быка Василия.
Ещё одна сфера деятельности отделения в Семёновском, не слишком приметная, совсем не масштабная, но для всех нужная и важная – небольшое производство по переработке самими же выращенной продукции. Оно – не на постоянной основе, а, например, когда предстоит участие в какой-нибудь сельскохозяйственной ярмарке или просто нужно снабдить своих рабочих вкусной мясной продукцией. Добавим: абсолютно домашнего качества. Научились в Семёновском делать объеденье-колбасу, пельмени, манты, купаты, солить и коптить сало.
Невелик посёлок, немноголюдно на его улочках. Но вот что сразу бросается в глаза: в той его части, где сосредоточена производственная база, – всегда оживление, работа не прекращается ни на минуту. Кажется, что здешние люди сами её ищут.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*