В пору весенней распутицы лишь неотложные дела располагают выйти из дому, ходить по улице. Тем более в таком маленьком селе как Карагужёво, где щебёнкой отсыпана только одна улица, что петляет через всё село до фермы.
На самом въезде расположились три кирпичных здания. В первом, больше чем на половину пустующем, раньше была собственная пекарня. Многие ещё помнят вкус карагужёвского хлеба. Любили его и ценили. Сегодня в этом помещении небольшую часть занимает магазин, а где-то на задворках расположился фельдшерский пункт. Две организации в одном здании отличаются визуально и притом очень сильно. Магазин отделан сайдингом, всё очень прилично. А вот где начинается помещение фельдшерского пункта – все стены обшарпаны. Местные ждут, когда ремонт ему сделают, место-то посещаемое.
В здании, что посередине, – магазин частного предпринимателя. Там продавец Марина Филипповна Кутузова. Приветливо так встречает. Оно и понятно: за покупателей сейчас надо держаться.
– Бабушки с дальних улиц редко приходят сейчас, – жалуется она. – В такое межсезонье грязи по колено. Да и денег немного. Мы на себе ощутили, когда за товар рассчитываемся. С каждым днём приходится поставщикам больше и больше отдавать.
Марина Филипповна заметно оживляется, когда в магазин заходят люди. К разговору присоединяется Надежда Афанасьевна Махортова. Женщины в один голос говорят про автобусную остановку. Она так расположена, что продувается со всех сторон. Ждать автобуса – околеешь.
– Если чуть ветерок посильнее – то сразу валит остановку на бок, – говорит Марина Филипповна.
Третье здание – клуб с выложенным кирпичиками названием «Дружба». Тут всей культурной жизнью села заправляют заведующая Тамара Анатольевна Селезнёва и библиотекарь Галина Фёдоровна Сагалова. И праздники отмечают, и местных мастеров жалуют. Среди них заметная – Валентина Ивановна Ростова. Она увлекается поделками из глины. Делает барельефы: вот Ломоносов, вот смеющийся человек, вот яркие подсолнухи. Часть своих поделок Валентина Ивановна раздаёт, а самые лучшие работы участвовали в областной выставке, отмечены дипломом.
Библиотека в Карагужёво тоже не пустует. Галина Фёдоровна Сагалова все записи проверила и установила, что самым читаемым автором в 2015 году стал сибирский писатель Михаил Щукин, о чём на стеллаже с его книгами сообщает табличка. А вот бывшая работница зерносклада Надежда Сергеевна Плотникова на пенсии полюбила читать детективы и любовные романы, сегодня пришла и взяла сразу несколько книг.
Есть одна беда есть в селе, про которую все жители сразу говорить начинают. Неудачное соседство животноводческой фермы с сельским кладбищем. Вообще-то путь к погосту проходит по улице Украинской, но часть её сейчас фактически отрезана огромным ручьём талой воды.
– Мы там кое-как досточки примостили, – рассказывает молодая жительница села Анна Гавголенко, – а то недавно мальчишка шёл к школьному автобусу, в воду упал. У нас там баба Зина Суворова ещё есть, старожилка села, так она вообще из дому не выходит. Спасибо, всю зиму Сергей Васильевич Кузнецов, у которого техника есть, помогает, улицу расчищает.
Вообще-то к сельскому кладбищу если можно проехать, то как раз через территорию фермы, тут ведь дорогу всегда расчищают. Но скотные дворы и впрямь ну совсем уж неподалёку от могил. Крайний двор был здесь построен ещё в восьмидесятых, трудно сказать, как пришло в голову его тут соорудить. Современные же дворы хозяйство построило поодаль. Да и за чистотой стараются следить по возможности. Вот сейчас, когда сошёл снег и обнажились кучи навоза (ну никуда ты не денешься от навоза на ферме!) трактор отталкивает его в сторону, подальше от кладбищенской ограды.
Непроезжая здешняя дорога – проблема, видно застарелая, но никто её так и не решает.
– У нас тут бабушка жила, так всю жизнь переживала, чтобы не умереть весной, в самую распутицу, – рассказывают женщины. – Ну, а умерла в конце марта. Страшно вспомнить, как мы её провожали…
Что сразу бросается в глаза в Карагужах, как чаще всего называют село в народе, так это необычайное для такого маленького села хозяйственное оживление. Кто-то забор подправляет, вот мужчина воду наливает – тут централизованный водопровод есть, и пить, и поливать. Дома пусть не особо богатые, без излишеств, зато большей частью ухоженные. В выгонах скотина на прогулке. В одном из личных загонов восемь голов крупнорогатого, вместе с потомством! Так люди и выживают, побольше хозяйство заводят. Да и ферма местного Крутишинского хозяйства даёт работу. Если бы не оно – от Карагужёво, вполне возможно, почти ничего бы не осталось.
Тут есть работа – вот что главное. Если коренные жители разъезжаются, то село, наоборот, манит к себе людей со стороны.
– Бывает, идёшь по улице, встречается кто-то, а ты и не знаешь его, – улыбается Галина Фёдоровна Сагалова. – За последнее время семей пять приехало к нам из других районов. Там, наверное, совсем никакой работы не осталось, вот люди и срываются с места.
Переживут, разумеется, люди весеннюю распутицу, зато летом небольшое село красиво необычайно. И природой, и своими людьми.