Уж чего-чего, а радости в её жизни всегда хватало! Одно из первых осознанных воспоминаний детства: вместе с мамой сажает крохи деревца на пригорках, в окрестностях деревни Инская. За такую работу сеном рассчитывали. Их корове-кормилице очень сено нужно было, потому старалась изо всех сил. Сама маленькая, а крохотный саженец в земляной лунке устраивает, приговаривая: «Расти большим, сильным!». Радостно девчонке! Потом за зелёными детками и ухаживать пришлось. Не оставишь ведь без присмотра?! Ходили с мамой по черепановским окрестностям, свой лес оберегали – поливали, окучивали… Сколько же это Рае радости дарило!
«На казармы» …за молитвой
Так на всю долгую жизнь себе и людям «райский уголок» создали. В какой поездке ни оказывается она после на этом весёлом от разросшейся древесной зелени участке трассы на Сузун, а всё любоваться творением рук человеческих и природного произволения не устаёт…
Талант Раисе Васильевне Судаковой с детства дан – тяготы, печали смиреньем и улыбкой побеждать. Бабушка у неё верующая была. Но не только молилась (что в преддверии Великой Отечественной вой-ны в Советском Союзе вовсе не безопасно было), а ещё и просвещала. Заронила внучке Рае в душу зёрнышко рассказов о Рождестве. Дне, когда воссияла для каждого звезда немеркнущей надежды, которая любые беды побеждает. Много о чём ещё рассказывала, всего и не упомнишь. Только наступил момент, когда взошли эти духовные «саженцы» в Раином сердце. И не вянут…
В общем, время самое богоборческое, церквей-храмов в Черепаново нет и не предвидится. Рая, честно говоря, не особо о том и раздумывала. В школе училась да с ребятишками играла, когда забот по хозяйству поменьше. Но мысль о Боге, что есть он где-то там, на «небеси», и ждёт каждого как отец родной, тревожила, просила какого-то действия. Ищущий, известно, обрящет. Раиса случайно познакомилась с женщиной. Она портняжила – шила на заказ разные вещи. А ещё – молилась. Небольшая тайная община христиан у них была. Собирались вместе и по старой церковной памяти обращались к Создателю, Утешителю и Душе Истины. Большой каменный православный храм святителя Алексия, митрополита Московского, который в Черепаново на привокзальной площади с недавних пор вновь зовёт народ в свои стены, тогда был закрыт. Собирались втихую «на казармах» (так называли дома, что вдоль железной дороги). Рая тут как тут. Шептала Богу своё, слушала горячие молитвы других и… плакала.
Мама была в курсе дочкиного увлечения. Но, воспитанная своею верующей мамой, хотя и осознавала, какие времена нынче на дворе, и в какие дебри могут завести эти «казарменные встречи», не протестовала. Её родные-атеисты утешали: «Подрастёт и бросит! Не переживай…».
«Весь мир удивила!»
Так и случилось. Рая повзрослела. И отошла от веры. Улыбчивую, безотказную, всегда весёлую девушку закружила, понесла трудовая жизнь. Молодёжь в стране Советов была в особом фаворе. Ни скучать, ни сидеть без дела государство молодым не давало. Они были нужны. На них надеялись. В них верили.
Раечка работу нашла на железной дороге. Сметчик, техконторщик, телетайпист… Успевай поворачиваться и приходить в себя после смен. У неё получалось. Жили-то с радостью: в доме всегда звучала песня. Её мама с тёткой без «хохлацких» мелодий дня не проводили. Выходцы из Украины – народ особенно музыкальный. У таких, даже когда сердце плачет, душа поёт. Раина душа тоже обладала необъяснимым внутренним ликованием…
Скучать, как и отвлекаться на посторонние дела и мысли, в бесконечной круговерти житейских забот дивчине было некогда. Она и с будущим мужем Михаилом на работе познакомилась. Жили не то чтобы «не тужили», а как все. И ссорились, и мирились, в иные моменты даже разойтись хотели. Характер у Михаила Арсентьевича твёрдый, непреклонный. Особенно по молодости был. Но Раиса Васильевна его, как река камень, обтекать научилась. И смолчит, и стерпит. А всё рядышком улыбается. Вот уже две дочки у Судаковых подрастают. На пятый десяток время жизни перевалило. И вдруг, в 42 года, узнаёт женщина о том, что снова ребёночка ждёт.
Тогда – не сейчас. Не особо принято было детей заводить, когда дочери почти невесты – 17 и 13 лет. Даже неудобно как-то… Но она не дрогнула и родила сына. Смеётся: «Весь мир удивила!». Сначала-то на неё с осуждением поглядывали, а потом многие знакомые бабоньки тоже вдруг на «последышей» решились. Такой вот добрый пример Раиса Васильевна показала. И сильно этому рада. Сын теперь им с мужем главный помощник. Потому что дочек судьба далеко забросила. Одна – в Красноярске, другая – в Анапе. А сынок тут, в Черепаново. И без его заботливых рук родителям, которым судьба девятый десяток отмеряет, точно не обойтись.
Полноценная общинная православная жизнь наконец открылась Раисе Васильевне со строительством в 90-е годы в Черепаново храма Всех святых, в земле Сибирской просиявших. Первой туда отправилась её старенькая мама. Оно, похоже, так и бывает: когда тихо хранится в семье истинная вера, однажды древо её непременно зазеленеет…
Она и Рае сказала: «Ты бы тоже пошла, дочка!». А ту второй раз звать не нужно – сразу откликнулась. И почувствовала: примут её здесь такую, как есть – уставшую или весёлую, грустную или отрешённую. И даже с песней на устах. Песня, не смолкавшая в доме, правда пригодилась. Раиса Васильевна стала петь на клиросе. Дождалось это своего часа.
Ангелы на небесах, певчие – в храме
Работала тогда по суткам. Частенько – ночь оттрубит и в храм спешит. Службы длинные. Особенно – праздничные. Но усталости нет. Ангелы воспевают Бога на небесах, а певчие – в храме. Оттого рождается вокруг гармония радости. Не объяснишь это. А почувствовать можно.
Муж Михаил Арсентьевич, было дело, и возмущался, и недовольничал. Ругал за непонятные ему длинные отлучки Раисы. Всякое бывало. Своё тоже потерпел.
Пять лет назад пошатнулось его здоровье. Инсульт. С такими последствиями, что без посторонней помощи теперь не обойтись. Только счастье, что терпеливая и верная Раиса Васильевна неотлучна. 60 годочков уже вместе. Ухаживают за ним с сыном, не ропщут. Удивительно, но именно это испытание – немощью – характер главы семьи сильно изменило. Стал Михаил Арсентьевич мягче и терпимее. И вера православная теперь для него совсем не посторонний звук…
В последние годы певчая Судакова особо прикипела сердцем к черепановскому храму святого праведного Симеона Верхотурского. Чаще всего здесь возносит с клироса славу Божию. Тут и дорогие сердцу батюшка Евгений, матушка Марина, женщины-прихожанки. Живут единодушно.
А когда понадобится в черепановском приходе срочная помощь тяжело заболевшему, попавшему в какую-нибудь непростую жизненную ситуацию, где ухаживать за человеком, стирать, мыть нужно – Раиса Васильевна игумену Кириллу первая безотказная помощница. И всё – с радостью, с солнечной улыбкой на лице. Вот бы тоже научиться!
У неё в ответ на житейские передряги, которых немало за 84 года повидала, рассуждение такое:
– Всё Господь устраивает. И чудеса повсюду. Надо только учиться их замечать…