Это в ней таилось с детства: выйдет на сцену читать стихи, плясать или петь – глаз не оторвёшь! Знакомые ещё долго потом изумлённо разводят руками: «Ну, Дашка – артистка!».
Выпускница Черепановской третьей школы Дарья Тропезникова, и правда, своей профессией выбрала сцену. Уже пять лет она – одна из самых ярких актрис «Первого театра» Новосибирска. Наш разговор – о дороге к мечте, личных размышлениях о судьбах самоубийц и о том, каковы артисты в обычной жизни.
– Даша, в какой момент поняла однозначно: «Буду актрисой!». Кто и что способствовало столь необычному даже при сегодняшнем обилии профессий и возможностей выбору?
– Всё пошло от мамы. Когда была маленькой, именно она – педагог по профессии – показывала мне разные представления, изображая того, кого попрошу, – в цирке, кукольном театре… Ставила стулья, накрывала их полотенцем и… сказка начиналась! Вспоминаю такие мгновенья всегда с огромной благодарностью, думаю: «Мамочка, какая же ты молодец!».
Конечно же, повлияло и то, что занималась в танцевальном коллективе «Синяя птица» Черепановской школы искусств. Руководила им Елена Геннадьевна Бушко. Возникали, правда, истории, когда говорила: «Иду на танцы!», а сама бежала к подружке… Ох, доставалось тогда от мамы! Был момент – хотела хореографию оставить. Но Елена Геннадьевна жёстко взяла меня за руку и сказала: «Иди на репетицию!». За это ей очень благодарна! И ещё – школьный театральный кружок, который вела Елена Леонидовна Карабаева. Благодаря всему мне открылась сцена, поездки, выступления, возможность быть услышанной людьми… Осознала, чувствовала, что именно это моё!
Описать ощущения, получаемые на сцене артистом, невозможно. Другой тебя не поймёт. Для этого нужно на сцену выйти! Каждая премьера – мандраж, мурашки по коже… Это – словно прыгнуть с «тарзанки». Дух захватывает.
– А правда, что сцена лечит? И даже если артист занемог – тут он забывает обо всём?
– Когда в театре идёт работа над спектаклем, все участвующие в процессе люди настолько сближаются, что превращаются в одну большую семью. Здесь не бывает больничных. Даже если простыл – идёшь и работаешь. У нас молодой театр. Слава Богу, проблем со здоровьем у артистов нет.
– Каково это в реальности – однажды сказать себе и людям: «Буду артисткой!»?
– Я поехала в Новосибирск и поступила «на бюджет» в театральный институт. Ни о какой Москве, где все учатся, как мы привыкли, «на артистов», даже не думала. Не было у мамы возможности отправить меня в столицу, как не было возможности платить за подготовительные курсы в новосибирский театральный. Пугали сложностями, огромным конкурсом… Но я знала, что это моё! И окончила учёбу с «красным дипломом», а теперь счастлива тем, что хожу на работу как на праздник. Даже не представляю, как живётся людям, каждый день встающим с мыслью: «Вот сейчас поработаю, а после шести отдыхать буду наконец-то…». Просыпаюсь и с радостью бегу в свой театр. Кажется, иначе и не может быть! Хотя работа актёра полна сложностей – психологических, коммуникационных… Это бесконечное погружение в чужие судьбы и характеры. Но мне нравится.
Обожаю своих однокурсников. За время учёбы мы настолько сблизились, что, по сути, стали одной семьёй. Это была такая атмосфера! И сегодня все ребята (до единого!) служат в театрах. А это огромная редкость, чтобы так массово…
– Даша, существует ли для тебя самый нелюбимый в рамках профессии вопрос?
– «А когда в Москву?». Любят такое спрашивать. Всегда внутренне возмущаюсь: почему именно туда? Из-за шоу-бизнеса, сериалов, того, чтобы «в телевизор попасть»? Любыми силами? Несмотря ни на что? Жить в какой-нибудь съёмной комнатушке тысяч за 20-30, по ночам подрабатывать в клубе, встречая гостей? Нет. Мне это не интересно. Возможно, пока. Да, в Москве огромное количество театров. Но даже не каждый талантливый актёр-москвич попадает «к Вахтангову» или во МХАТ. У нас же теперь куда ни глянь – все актёры! Благодаря ютубу, инстаграмму, собственным блогам в соцсетях… Все знаменитости. А мне дорог мой театр.
– Почему именно «Первый театр»?
– Он организован в 2008 году прекрасным педагогом нашего института Павлом Валентиновичем Южаковым. Он стал нашим мастером. С третьего курса мы, студенты, ходили в этот театр набираться опыта. Потому он стал приглашать некоторых ребят, в том числе и меня, в постановки. Обстановка здесь чудесная! Веселье, бесконечная энергия молодости. После окончания вуза меня звали в театр Афанасьева. А ещё – в Воркуту, в Норильск, соблазняя «северными» надбавками, в Армавир… Но я осталась в «Первом». Была и по сей день очарована им.
Здесь яркие, честные, любимые зрителем постановки. Пока, правда, у театра нет своего постоянного помещения, мы выступаем на разных площадках Новосибирска. Часто ездим на гастроли в другие города страны, на разные фестивали. Но идёт строительство. Этот вопрос обещает скоро решиться.
– Самая дорогая сердцу роль?
– Спектакль по произведению Николая Эрдмана «Самоубийца». Марией Лукьяновной я была, женой самоубийцы. На третьем курсе учёбы – главная женская роль. Очень волнительно! Огромная работа! Спектакль шёл несколько лет. Был успешен у публики. Обожала его и я! Там была такая сцена, где самоубийца-муж лежит на смертном одре. Все думают, что он мёртв. Вокруг вакханалия – множество людей, суетятся… А я кричу: «Что вы делаете? Он живой!». Он и правда живой, но вижу это только я. Меня пытаются успокоить: «Да, да…». Совсем, мол, бедняжка, с ума сошла! Но я-то знала правду, которой никто не желал видеть! В общем, такой бури эмоций не забыть.
– Роль, о которой мечтаешь, это…
– Анна Каренина. Читала взахлёб. Знала, что она бросится под поезд, но так зачиталась, что забыла. И вдруг финал: почти одним абзацем у Толстого Каренина умирает… Все эти переживания, любовь, выбор между чувством и долгом. Что такое – оборвать свою жизнь собственными руками? Как это можно? Насколько решающийся на подобное человек слаб и одновременно насколько он силён!
– Артист вне сцены. Как живёт, с кем дружит, чем увлекается?
– Честно говоря, порою даже не люблю говорить, что я актриса. Часто, услышав об этом, люди реагируют странно: ну, сейчас зажжёт! Будет нас развлекать! А ты, по сути, такой же человек, как остальные. Вне сцены живёшь обычно. Ходишь в спортзал. Мечтаешь о путешествиях.
– Твоя самая любимая актриса?
– Даже не знаю… С детства сложилось так, что кумиров не имею. Когда спрашивали: «Твоя любимая музыкальная группа?», затруднялась ответить. И теперь уважаю многих артистов. Кто-то нравится в одной роли, но не по душе в другой. В чём-то заденет – отложу в памяти образ. Потом, когда нужно, это возникнет. Но чтобы исключительно на кого-то одного хотелось равняться – такого нет. Просто я сама по себе, если можно так сказать.
– Даша, где и кем видишь себя через 10 лет?
– Замужем. Но не за мужчиной из театральной среды. Это точно. Два актёра, живущие вместе, – такое уж слишком! Профессия истеричная. Рассудительный, надёжный. Такого человека хочется видеть рядом. С пониманием относящийся к моей профессии. Наверное, будут дети, свой дом. У меня не стоит цель обязательно и срочно выйти замуж. Сейчас в профессии всё только начинается. Конечно, кто знает? Это ведь любовь… Она нечаянно нагрянет.
Порою нападают сомнения – годы летят, успею ли всё?! Но никогда не было мысли, что занимаюсь не своим делом. Никогда.