На пресс-конференции с главными редакторами региональных, городских и районных газет председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив рассказал о приоритетах деятельности областного парламента, командном стиле работы и «духе законотворчества».
О приоритетах
В числе законов, которые на несколько лет будут определять вектор развития области, Андрей Иванович назвал закон о Новосибирской агломерации и пакет из четырёх законов, получивший название «инвестиционный».
– Каждый из этих законов принимался очень сложно. Но, как отмечал президент России Владимир Владимирович Путин, законы надо принимать так, чтобы они работали, а не существовали только на бумаге. В процессе создания закона о Новосибирской агломерации была сформирована комиссия по земельным отношениям, которая теперь контролирует продажу и порядок использования земельных участков территорий, входящих в состав агломерации. При работе над пакетом «инвестиционных законов» было подготовлено и внесено более ста поправок. Я благодарен депутатам, председателям комитетов, правительству, губернатору области, всем, кто участвовал в рассмотрении и принятии этих законов. Сегодня каждый регион борется за инвестиции, это звучало на Петербургском международном экономическом форуме. Мы не сырьевой регион как Тюмень, Югра, Татарстан, но у нас есть свои козыри. Мы приняли законы, понятные бизнесу, которые устанавливают чёткие «правила игры». По ним можно работать. Если раньше приходили инвесторы, долго обсуждали, вели переговоры с несколькими департаментами и министерствами, то теперь всё стало проще, всё прописано: полномочия, права каждой из сторон, и, думаю, это сыграет свою роль.
Отвечая на вопрос журналиста: «Что вы лично считаете самым важным достижением в работе Заксобрания?», Андрей Шимкив назвал «большим плюсом» консолидацию депутатского корпуса:
– Для многих это было неожиданно, поскольку выборы закончились не так давно, там было много политики. Но я благодарен всем депутатам и фракциям, которые в основу своей деятельности поставили интересы области и всех жителей. Это наше общее достижение. Экономическим вопросам мы уделяем большее внимание, и все, наверное, в этом убедились.
О взаимодействии с правительством
– Как Вы оцениваете эффективность взаимодействия с правительством Новосибирской области, с профильными министерствами?
– С правительством, с министерствами, я считаю, у нас идёт нормальная конструктивная работа. Да, она не всегда лёгкая, не всегда простая, где-то спорим, где-то доказываем. Основное пожелание правительству: министерства должны заниматься своими профильными отраслями, а не деньги делить. Самое близкое для меня – министерство сельского хозяйства. Большая часть времени, уверен, уходит на распределение дотаций, а не на развитие направлений: животноводства, свиноводства, выращивания овощей. Депутаты об этом уже заявляли: распределение средств, помощь малому или большом бизнесу – это всё должно быть где-то отдельно, а не в профильных министерствах. Это, в принципе, написано во всех умных книжках. Вот это мы будем доказывать и, думаю, общий язык найдём.
Об экономике и эффективности расходования бюджетных средств
– Как развивается ситуация с продажей здания Технопарка? Губернатор сообщил, что подписано распоряжение об управлении имуществом, которое находится в собственности области.
– Депутаты стали больше уделять внимания экономике без политической окраски. Многие были на последней сессии и видели, как обсуждался этот вопрос. Прошла оценка здания Технопарка, но есть замечания: когда оценщик не готов отстаивать свою цифру в суде, это говорит о том, что проведена не очень хорошая оценка. Но у нас было больше вопросов к управлению собственностью Новосибирской области: когда департамент не имеет никаких рычагов влияния на своё акционерное общество, это не совсем понятно. Губернатором подписано распоряжение, будут меняться уставные документы Технопарка. Надо понимать, что это общество на 100% собственность области, а не частная лавочка. Мы не против Технопарка, не против продажи здания, но для депутатов важно, чтобы это было прозрачно и понятно для всех. Мы будем настаивать на проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, посмотрим, на каком основании передано в Бердск частному предпринимателю оборудование на 120 млн рублей. Мы на протяжении двух недель после сессии не можем получить данные по штатной численности, по зарплате. Мы просто хотим понять эффективность вложения 4,5 млрд рублей бюджетных средств.
– Как Вы прокомментируете изменения в составе Совета директоров Агентства инвестиционного развития? Его возглавил депутат Юрий Зозуля: насколько важно это решение?
– Когда начиналось строительство промышленно-логистического парка, была договорённость, что директором Агентства будет представитель исполнительной власти, а председателем Совета директоров – законодательной. То есть законодатели настояли на выполнении тех договорённостей, которые были. Юрий Зозуля будет работать бесплатно. Это грамотный человек, который всю жизнь занимается бизнесом, инвестициями, и его избрание – большой плюс для Агентства.
– Назначены слушания по четвёртому мосту. Что, на Ваш взгляд, они дадут в итоге?
– В вопросе строительства моста нет политической подоплёки. Депутатов волнует только экономика. Я одним из первых задал вопрос об этом на заседании правительства. Считаю, что мы не можем себе позволить загонять будущие поколения новосибирцев в долги. Предполагается трафик – 80 тысяч машин в сутки. Но Бугринский бесплатный мост пропускает 30 тысяч машин. Сложно поверить и в то, что владельцы легковых автомобилей будут платить за проезд 150 рублей, а грузовиков – 700 рублей. Никто не спорит о том, нужен мост или нет. Но в вопросах экономики всегда есть место для манёвра. Надо разговаривать, смотреть сам проект. Я склоняюсь к тому, что проще нам самим построить этот мост и эксплуатировать его.
– Как Вы оцениваете состояние строительной отрасли? Нуждается ли она в поддержке? Ведь это также сфера для привлечения инвестиций.
– Последние 10 лет строительная отрасль – один из локомотивов региональной экономики. Кризис, конечно, повлиял, продажи снизились, строительство упало, соответственно, упало производство стройматериалов и всего остального. Однозначно надо помогать, это делается и в масштабах Российской Федерации. Законодатели, начиная со следующего сезона, начнут рассматривать предложения. Их много: ипотека, компенсация первоначального взноса или процентов. Но, повторюсь, помогать однозначно надо!
Об агропромышленном комплексе
– Планируются ли изменения в закон о господдержке АПК? Как обстоят дела с вовлечением земли в сельхозоборот?
– Наш областной закон отработал уже 10 лет. Я прекрасно помню, как мы его принимали в 2006 году. Надо отметить, что он сыграл огромную роль в развитии сельского хозяйства. Если бы мы его тогда не приняли, было бы гораздо сложнее. Но жизнь меняется, десять лет прошло, поэтому в любом случае мы считаем, что закон должен претерпеть какие-то изменения, либо, может быть даже разработан новый закон. Губернатором была дана команда на совете АПК, чтобы министерство внесло предложения. Думаю, что к осени какие-то изменения появятся. Основное – то, что волнует нас, депутатов, и мы это открыто всегда говорили: в 2006 году не было таких больших инвестиционных проектов как животноводческие и птицеводческие комплексы, теплицы. Но, к сожалению, получилось так, что большая часть поддержки уходит на крупные комплексы. Нам не надо забывать, что у нас огромная область, очень большая территория, много сельхозпредприятий. Замкнуть всю поддержку только на несколько инвестиционных проектов означает, что можно угробить всё остальное. К сожалению, такие примеры на некоторых территориях имеются. Не надо забывать, что этот закон имеет и социальную составляющую.
Очень плохо, что при такой большой территории у нас много земли, которая не возделывается. Если вы помните, в прошлом году Юрий Бугаков задал этот вопрос председателю правительства Дмитрию Медведеву. Закон принят, сейчас проводится инвентаризация земель. Если этот механизм заработает, то земля будет изыматься у тех, кто её не обрабатывает и, соответственно, передаваться с аукционов, с тендеров предприятиям, которые способны это сделать. Я считаю, что мы уже даже опоздали с этим законом, это надо было сделать давно.
– Несовершенство Лесного кодекса и правил заготовки леса сталкивает лбами лесозаготовителей и оставляет в заложниках сельских жителей. Даже сухостой сегодня неприкасаем, даже в маленьких сёлах.
– Что касается заготовки дров, я уже неоднократно говорил: пока лесным хозяйством области командует Сергей Швец, у нас дров не будет. Мы устали уже воевать с ним. В Мошковском районе, в Сузуне, где лес рядом, сухостой валяется, даже берёзу взять невозможно! Я думаю, что вопрос этот к осени как-то сдвинется. Мы много ему уделяем внимания, потому что это касается всех жителей области. Это принципиальный вопрос.
О налогах
– На совещании у Медведева была одобрена заморозка расходов бюджета на три года. Это изменит подходы к формированию регионального бюджета?
– Новосибирская область будет жить, как вся страна. Это ещё не принято, но тем не менее идёт разговор о заморозке целого ряда госпрограмм. Именно поэтому мы и начинаем больше вникать в экономику, чтобы не давать гарантии на 25-40 лет, а больше заниматься наполнением бюджета. Это и недобор по налогам, который, к сожалению, есть. Платить налоги – это святое дело должно быть для людей, но недоимка большая. Что касается заморозки, я уже сказал, что это, к сожалению, во всей стране так. Тем не менее наша задача, чтобы все основные социальные обязательства были выполнены. Бюджет развития будет зависеть от того, как мы поработаем, какое будет наполнение бюджета. Однако на ближайшие год-два оснований говорить о том, что у нас будут где-то сорваны социальные обязательства, нет.
– Как можно повысить собираемость налогов и бороться с теневым бизнесом?
– Бороться с этим нужно всем вместе. Тут невозможно добиться результата только законодательно, либо какими-то силовыми методами. Пока мы с детства не начнём воспитывать людей, что они должны платить налоги, это будет сложно сделать. Нужно проводить больше каких-то кампаний в прессе, наверное. Больше рассказывать, показывать. Не секрет, что многие в конвертах получают зарплату и молчат. Только потом, когда начнут на пенсию выходить, вспоминают. Поэтому наша задача – и законодательной, и исполнительной власти – работать с руководителями предприятий, с людьми. Если мы все объединимся, то только тогда можно будет сдвинуться с мёртвой точки.
– На федеральном уровне рассматривается новая концепция межбюджетных отношений. Как Вы смотрите на предложение Валентины Матвиенко больше доходов оставлять в субъекте Федерации?
– Валентина Ивановна подняла правильный вопрос. Сегодня 35% собираемых налогов остаётся в регионах, 65% уходит в федеральный центр. И затем региональным властям приходится заниматься выбиванием, выпрашиванием субсидий, субвенций и так далее. Конечно, если бы было какое-то решение в пользу регионов, думаю, его все поддержат. Это было бы абсолютно правильно.
– У нас не принято называть жителей Новосибирской области налогоплательщиками. Потому, что налогоплательщик имеет право спросить: «Дорогая власть, а мой налог – он куда отправлен?». Можно вынести на референдум вопрос: «Налогоплательщик, тебе нужен этот четвёртый мост?». И пусть люди принимают решение!
– Референдум – это громко сказано. Мы хотели провести референдум по времени, но у нас нет таких полномочий. Что касается налогоплательщиков – у нас пока нет такой культуры. Да, на западе везде звучит: это деньги налогоплательщиков, мы к этому не привыкли. На налоги, которые платят люди, строятся мосты и всё остальное! Нужно больше проводить «круглых столов», опросов, обращать на это внимание граждан. Прислушиваться к населению, а не исходить из того, что мы решили – и всё.
О социальной сфере
– Одна из самых главных проблем – медицина. Недавно в Бердске был очередной ажиотаж с льготными лекарствами. Кадровая проблема – недостаточно специалистов. Не хватает средств для ремонта корпусов. Хотелось бы услышать, были ли какие-то решения и каковы планы, суждения законодателей для решения этой проблемы, устранения дисбаланса между частной медициной и государственной?
– Это больной вопрос для всех, не только для жителей города Бердска. Всё зависит от наполняемости бюджета. Если будет бюджет, понятно, что будут проводиться ремонты, бесперебойно обеспечиваться лекарствами те, кто в них нуждается. Пока, слава Богу, с лекарствами, с обеспечением, по крайней мере, с группой тех лекарств, которые жизненно необходимы, проблем не было. Это к предыдущему вопросу. Частная медицина находится в «полутени». Когда они встанут на одну ступеньку с государственной, будет по-другому. Наша задача вот это выровнять. Какими путями – надо смотреть. Оптимизация проходит не только в Бердске – по всей стране. Не факт, что она даст плюсы, поэтому тут надо очень осторожно и очень аккуратно подходить к этим вещам. Вот как раз медицину-то, наверное, лучше в нагрузку брать, чем мост или мусороперерабатывающий завод с рассрочками выплат в 25-40 лет.
– Одна из важных задач депутатов – исполнение наказов избирателей. Какие самые приоритетные наказы, которые надо выполнить?
– Наказы, наверное, самый важный вопрос для депутатов. Мы все понимаем состояние бюджета, вы знаете, что у нас есть закон о наказах. Мы провели огромную работу с правительством по составлению наказов и сделали дорожную карту на ближайшие пять-семь лет. По каждому населённому пункту понятно, что требуется сделать. Теперь уже можно проектировать, поскольку без проекта не бывает финансирования. Работа проделана огромная, наверное, все слышали цифру – порядка 150 миллиардов. Это очень много, и сказать, что за год всё это будет сделано, – конечно, нет. Основные направления – дороги, жильё, та же медицина и все социальные объекты. Поэтому мы договорились с правительством, что каждый год при формировании бюджета наказы будут учитываться и, в зависимости от возможностей, будет происходить перераспределение средств на наказы.
О новых задачах
– Какие задачи стоят перед депутатами в новом законодательном сезоне?
– С осени начнём рассмотрение бюджета, продолжим вникать в экономические вопросы, больше уделим внимания эффективности бюджетных вложений, расходованию средств. Последние примеры показывают, что здесь не всё в порядке. Наверняка будем вносить изменения в пакет инвестиционных законов, заниматься агломерацией. Всё должно быть нацелено на улучшение жизни и процветание области.
– Когда Вы баллотировались на пост спикера, говорили о необходимости вернуть в Законодательное собрание дух законотворчества. Удалось это сделать?
– Думаю, с этим у нас как раз всё нормально. Судя по тем вопросам, которые мы ставим, по той консолидации, которую нам удалось достичь. Последняя сессия, где рассматривался вопрос по Технопарку, показала, что даже в сложных случаях решения могут приниматься единогласно. Сложно судить о духе законотворчества, но сила духа у нас точно есть! Сегодня, если вы спросите любого депутата о его деятельности, он не будет рассказывать о том, к какой партии принадлежит. Скорее он скажет, что необходимо сделать сейчас в интересах Новосибирской области.
– И в заключение: если не секрет – когда в отпуск и куда?
– Точно никуда. Лето, такая погода – сейчас лучше чем у нас, нигде нет. Дождь – это тоже хорошо. Вы помните: мои выборы на пост председателя Заксобрания проходили в дождь. И я тогда говорил: это хорошая примета. Неделю-десять дней я буду дома, в Бердске.