Депортация целого народа. Наверное, история, как наука, ещё долго будет мучительно искать ответы на вопросы: почему это происходило, в чём провинился этот народ? А ведь за каждым вопросом – судьба тысяч семей, каждого отдельного человека, чья жизнь разделилась на две части: до и после депортации.
После десятилетий умолчания «немецкая тема» перестала быть пустой страницей в нашей истории. Опубликованы архивные документы, появились мемуары и художественные книги. Обсуждается тема о вкладе советских немцев в Победу над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне.
Депортация немецкого населения СССР, проведённая органами НКВД в августе 1941 года, до сих пор в обществе оценивается неоднозначно. Спектр мнений чрезвычайно широк – от полного оправдания действий властей как превентивной меры в сложных условиях начала войны, заодно чтобы обеспечить рабочей силой тыловые районы Западной Сибири, до категорического отрицания какой-либо целесообразности выселения и объявления депортации актом мести, элементом геноцида против советских немцев.
По всей видимости, при оценке такого сложного и противоречивого исторического явления как депортация, каждое из мнений, в какой-то своей части, имеет объективную основу. Например, в общем плане депортация немцев СССР вписывалась в историческую и международно-правовую практику начального периода Второй мировой войны. Как известно, с началом гитлеровской агрессии в Европе страх перед немецкой «пятой колонной», имевший определённые основания, принял международный характер: прогерманский фашистский путч в Австрии, возникновение немецких объединений под знаком свастики практически во всех странах Европы и даже за океаном (особенно в Бразилии). Очевидные связи национал-социалистических ассоциаций этнических немцев с Берлином задолго до начала войны интенсивно формировали атмосферу недоверия и настороженности по отношению к местным немцам, которых берлинские власти именовали «фольксдойче».
Страх перед «пятой колонной» в ряде стран превращался в антинемецкую истерию. Особенно широкий размах она имела в Польше, Бельгии, Франции. Руководство многих стран принимало огульные репрессивные меры в отношении населения, этнически родственного противнику. Практика депортации и интернирования применялась по отношению к немцам практически во всех странах, подвергшихся агрессии Германии. В Соединённых Штатах Америки на весь период войны были интернированы японцы. Подобная практика имела место и в Российской империи в годы Первой мировой войны.
Что касается СССР, то факту выселения этнических немцев вглубь страны спустя десятилетия была дана оценка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1964 года отмечено: «В отношении большой группы немцев – советских граждан – были выдвинуты обвинения в активной помощи и пособничестве немецко-фашистским захватчикам. Жизнь показала, что огульные обвинения были необоснованными».
Наконец, в октябре 1991 года вышел Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», а в апреле 2014-го – Указ Президента РФ Владимира Путина «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
В Черепановский район в 1941 году прибыло 220 депортированных немецких семей. Сегодня многих нет в живых, а большинство их потомков по приглашению германских властей выехали на новое место жительства. Но память о себе как о нации оставили. Кто рядом с ними жил и работал, говорят об их волевых качествах и трудолюбии, активности, педантичности и добропорядочности. За свой добросовестный труд многие были награждены государством Почётными грамотами и медалями.
В Черепановском районном краеведческом музее оформлена экспозиция, посвящённая этой теме. Здесь помещены архивные документы, фотографии и материалы из жизни немцев на черепановской земле. Один из них – Павел Соломонович Паульзен. Много раз на экскурсиях в картинной галерее мне приходилось рассказывать о его жизненном и творческом пути. О его картинах, где запечатлены на холсте пейзажи ставшего ему родным села Верх-Мильтюши: «Осенний пейзаж», «Берёзовая роща». Яркие, сочные краски, и всё – родное, тёплое и неповторимое…
В 15 лет он стал жителем Сибири. Родился в 1926 году в Поволжье, в Саратовской области. Вместе с родителями был депортирован. В годы войны трудился на заводах Новосибирска и Томска. Много пережил тогда как представитель немецкой национальности, но не озлобился. Позже жил в Казахстане, потом переехал в село Верх-Мильтюши нашего района. Вместе с женой Ирмой Давыдовной вырастил семерых детей. Был прекрасным часовщиком. Имел отличный слух, играл на баяне, гармони, скрипке. Создал семейный ансамбль и гастролировал семьёй по всему Черепановскому району.
Многократно награждался за труд и свою активную жизненную позицию. Подарил множество картин учреждениям своего села и односельчанам. Как художник, принимал участие в выставках в Москве в Третьяковской галерее на Крымском валу. Пять его полотен хранятся в историческом музее Калининграда.
В 1995 году не стало на земле Павла Соломоновича. Дети подарили нашему музею более десятка его картин.
…Завершалось очередное «путешествие» по картинной галерее. Людмила Антонова из села Огнёво-Заимка (тоже творческий человек, она сочиняет стихи) подошла к картинам Паульзена. Остановилась – и больше часа мы стояли около полотен Павла Соломоновича. Верно, его картины заставляют сосредоточиться, понять вечность бытия, попытаться переосмыслить их сюжеты.
У бывших советских немцев выросли внуки и правнуки. Постепенно сформировался образ новой Родины – Сибири, однако, подсознательно тоска по прежней Родине не проходила. Шёпотом из поколения в поколение передавалась история своей семьи. Если смотреть так, то как символ утраченного, отчего дома – картина Павла Соломоновича «Мой домик». Нарисован на полотне домик – аккуратный, добротный. А какие свинцово-синие тучи виднеются над ним… Картина «Летняя ночь». Не шелохнётся листок на дереве и на речке – вода, как зеркальная гладь, и, словно в тумане, видны дома. А по небу плывут тёмно-бордовые тучи. Кажется, что всё замерло кругом в предчувствии чего-то тревожного и грозного…
Большая картина «На лесоповале». Тихо в бору, ветер не буйствует в верхушках вековых сосен. Зеленеет травка. Здесь тепло и уютно… как в отчем доме. Но что-то есть тревожное в изображённой природе. В центре картины – спиленная вековая сосна! Лишилась она своего уютного дома, а вдалеке видны два человека с пилой в руках…
Из письма дочери Эллы (живёт в Германии) о своём отце: «Он был умён, практик с большим чувством юмора. А иначе ему было скучно жить. Любил людей, детей. Если с детьми общался, например, с внуками, то становился на уровень их возраста и был инициатором проказ. Речь была живой: удивлялись, где черпал образные выражения? И даже печальная история из его жизни была пронизана лёгкой иронией. Отец для нас был человеком, на чьё плечо можно опереться, кому можно поведать свою тоску и печали, кто может развести чёрные тучи над головой. Мне, уже взрослой, приезжающей проведать родителей, каждый раз было тяжело покидать лучший дом – отчий дом, где тепло и уютно, где тебя любят и всегда ждут…».