Пушнинские хлеборобы всегда получали стабильно высокие урожаи, и когда в звероводческом хозяйстве было всего-то 500 гектаров под зерновые, и теперь, когда посевные площади расширились до трёх с половиной тысяч. Будучи агрономом по специальности, директор Сергей Анатольевич Дьяков свято чтит законы агрономической науки и предпочитает проверенные технологии. Результат, однако, не всегда выходит как ожидали, а погоде и вовсе закон не писан…
Сразу за огородами пушнинских жителей, вдоль трассы на Маслянино расположилось золотистое поле пшеницы. Его-то и собираются обмолотить механизаторы зверохозяйства. Загодя разбились на две группы. Одни комбайны стригут хлеб напрямую, другие – подбирают уже скошенные самоходной косилкой валки.
– Нынешний год интересный получился, – говорит директор Сергей Анатольевич Дьяков. – Хотя и считается, что снаряд в одну воронку дважды не попадает, но по результату, да и по условиям, год был сопоставим с прошлым. Ладно, тогда мы со сроками запоздали, поэтому на некоторых полях пшеница оказалась поражена бурой ржавчиной. В этом году разве что маслом не помазали. В оптимальные сроки провели посевную. Подкормили всходы удобрениями, обработали препаратом от перерастания, то есть ограничили рост соломенной части. А вот фунгицидами не обработали: и с деньгами туговато было, и опасались, что попадём осенью под непогоду и не успеем убрать: фунгициды затягивают созревание. Наверно, всё это плюс июньская жара и сказалось. Часть посевов поражена септориозом. С виду и стебель хороший, и колос большой – по всему, урожайность должна не меньше 20 центнеров с гектара выйти, а по факту – всего-то 13 центнеров с гектара получаем с этого поля.
Такая вот «русская рулетка». Видимо, не зря Сергей Анатольевич всегда говорит, что есть в сельском хозяйстве какая-то неведомая и непонятная посторонняя сила: может, чутьём, может, везением называется…
Как только механизаторы смолотят пшеницу, перейдут на гречиху. Эта культура, к слову, в трудный прошлый год выручила. Цена на неё на рынке до 40 рублей за килограмм доходила. В зверохозяйстве угадали со сбытом. Как результат – смогли покрыть все затраты. Погасили кредиты, купили много современного оборудования для звероводства, отремонтировали кровлю – словом, вложения капитальные.
Не хватило, правда, денег на новую сушилку, но её уже заказали. В зверохозяйстве всерьёз настроены в этом году модернизировать токовое хозяйство.
– Оно у нас, можно сказать, «колчаковское», – усмехается директор. – При небольших прежних площадях особой надобности в нём и не было, а сейчас поля увеличились, новый зерноочистительный комплекс необходим.
Как и многих директоров хозяйств, агрономов, Сергея Анатольевича беспокоит проблема с семенами. Нет, семян-то в достатке, но сегодня при всём многообразии предлагаемых сортов мало каким можно доверять. Если раньше десятками лет выводились так называемые линейные сорта, то сейчас – однодневки. И не для всех пригодные, потому что даже в масштабах района климатические условия разные.
– До недавнего времени мы регулярно выезжали на маслянинский сортоучасток, – вспоминает Сергей Анатольевич. – Там всегда могли подсказать, какой сорт той или иной культуры нам лучше сеять и на что рассчитывать. На собственном опыте специалисты проверяли. Участок закрылся.
Да, во многом нынешнему сельхозпроизводителю приходится действовать полагаясь лишь на опыт, интуицию или просто удачу. Многие руководители предприятий, и Дьяков в их числе, считают, что нужна рыночная кооперация, чтобы ориентироваться, что и сколько выращивать, влиять на рыночные цены продукции. Быть может, объединиться в союзы – зерновой, молочный… Наверное, рано или поздно к этому придут неизбежно.
Пусть не каждый год урожаем радует, но это наших полеводов не обескураживает.
– Условия у нас для полеводства суровые, зато пшеница – самая лучшая, – утверждает директор. – Краснодарский край считается главной житницей страны, но по хлебопекарным свойствам сибирское зерно – самое ценное, и хлеб из него – самый вкусный!