0

Мой маленький вишнёвый сад…

img_6875«Вот многие люди ездят на юг… А нам и не зачем! У самих юг!», – супруги Кикины говорят почти в один голос, руками разводят синхронно. И то правда! Эти дружные руки и вырастили во дворе неприметной усадьбы в рабочем посёлке Дорогино плантации горящих всеми оттенками радужного цветов. Возделали собственный вишнёвый сад. Две сотки изобильно плодоносящей вишни сорта «Уральская красавица». Минувшим летом сад подарил хозяевам три десятка вёдер сочной ягоды!
Пока дойдёшь до щедрой красавицы, минуешь многометровую бахчу, где прямо под сибирским солнышком нежатся полосачи арбузы и лимонно-весёлые дыни. Не какая-нибудь мелкота – полноценные, большинство – в нормальный обхват рук. Чего только нет в здешнем фруктово-овощном царстве! Огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, лук и перцы… Все как на подбор – симпатяги, крепыши. Словно вырастили их под несмолкаемо-щедрым солнцем юга. Так согревают любовь и неустанность человеческого трудолюбия.
Недаром, медик по профессии, Надежда Петровна Кикина в последнее время всё чаще чувствует себя… учителем. Приходится устраивать спонтанные «мастер-классы» по теме растениеводства. Прямо на рынке, где продаёт излишки своих с мужем трудов. Люди спрашивают: как такое возможно?! Кто и недоверие выразит: не покупное ли?! Задетая за живое женщина делится своими секретами без скупости. Знает, по душе они придутся только тем, кто лодырничать не привык.
Она тоже когда-то предлагала Юрию Григорьевичу: «Давай отдохнём!». На пенсию вышли. Дом в Черепаново – мечту всей его жизни – построил. Только головой мотнул упрямо: «Некогда отдыхать!». Говорила, конечно, больше в шутку. Знает же своего Юру – сидеть он не привычный. Не тот характер. Всегда действует по любимому девизу: «Я живу будущим. Потому что прошлое знаю, а настоящее сейчас есть».
Живя будущим, ещё на заре 90-х, Кикин разработал проект их уникального в своём роде дома, теперь переданного в полновластное владение единственной, недавно овдовевшей дочери с внуком. Деревянный теремок, каких в Черепаново больше не было. С собственным цветником вокруг, спортивным залом, бильярдом на втором этаже и зимним садом, цветущим и плодоносящим всю долгую сибирскую зиму. Лимончики к чаю здесь свои выращивал. Замахнулся даже на ананасы. Но не вызревали: влажности в помещении не хватало. Конечно, построил его Юрий Григорьевич сам. Тут и трагедию пережил: в строительных хлопотах лишился большей части пальцев правой руки… Но не отступился. Годы возводил. По дощечке и гвоздику. До ума довёл. Обиходил.
Всё это время их скромной усадьбе в Дорогино совсем мало хозяйского внимания и средств оставалось. Вышло так, что пока рождался и креп в Черепаново домок-теремок, жили Кикины «на два дома». Дорогино притянуло их, когда глава семьи руководил здесь местным керамическим заводом.
Юрия Григорьевича как хорошего директора времён социализма помнят на нескольких черепановских предприятиях. Долгое время он возглавлял завод автозапчастей (ныне – спецтехники) в Посевной. Ведал не пережившей перестроечных лет «Сельхозтехникой» в районном центре.
Но на всех постах оставался ещё и… строителем. В то время возведение бесплатного жилья для работников предприятий было делом естественным. Он за улучшение жилищных условий своих людей всегда брался с особенным удовольствием. Многие и поныне живут в полученных благодаря неравнодушию Кикина домах и квартирах, вспоминая своего директора добрым словом.
Путь в судьбе он всегда стремился выбирать сообразуясь с голосом совести. Чужого не брал. Не врал. Не крал.
– И сплю спокойно! – смеётся.
Но стройка, известно, – дело затратное. Вот 20 лет назад и увлеклись они с супругой садоводством-огородничеством.

Палат каменных от таких трудов не наживёшь. Но если умеешь, любишь работать руками – на неспешное строительство хватает. Теперь для дорогинских «апартаментов» стараются. Тут подделают дом-«старичок», там подлатают… Подкопили – крышу перекрыли. Всё здесь под внимательным хозяйским взором. Порядок, уют, чистота. Будто и не коснулся бешеный двадцать первый век полированной мебели, знакомой большинству из нас с советских времён. Уж точно не присаживался он на покрытые бархатом накидок кресла. Не заглядывал в огромную домашнюю библиотеку, трепетно хранящую свыше двух с половиной тысяч экземпляров книг. Хозяевам и самим редко достаёт времени на удовольствие посидеть в тишине с любимым чтением: летом на огороде пропадают, зимой – со снегом борются. Зато…
– Ни болеть, ни скучать некогда! – таков рецепт долголетия от Кикиных.
Улыбчивый, приветливый, разговорчивый. Всегда Юрий Григорьевич куда-то спешит и чем-то занят. Таким родился далеко от места, в котором поселился. В Анжеро-Судженске. Вырос на Урале и по сей день считает этот край самым удивительным в России. А судьба после окончания института в Посевную «командировала». Было тогда в рабочем посёлке не то, что ныне. Первой покупкой семьи стали… кирзовые сапоги. Грязи-то вокруг по колено! Об асфальте, как сегодня, ещё и не мечтали. Гостей с вокзала на тракторе встречали. Иначе не пройти. Однако постепенно на грядущие два десятилетия Посевная стала родной. Дни проносились в заботах. Работа кипела: огромный коллектив в подчинении. Надежда Петровна – старшая медсестра: дневные приёмы в стационаре, ночные вызовы. В помощи людям она никогда не отказывала.
И вдруг Кикина вызывают в министерство: готовься к переезду. Заместителем директора завода по строительству. На Урал.
В дорогие сердцу места отправились с воодушевлением. Душу, как бывает почти с каждым, тянуло вернуться к детству. Но уже спустя год стали замечать, как много болячек у местных. И как рано умирают здесь люди… Оказывается, рядом закрытый город – Челябинск-40. Секретные военные разработки. Радиация. Юрий Григорьевич без раздумий отказался и от интересной должности, и от самого Урала. Очень за супругу переживал. Вернулись они в Дорогино, чтобы с этим рабочим посёлком уже не расставаться. И здесь растить свой маленький вишнёвый сад…
Юрий Григорьевич и Надежда Петровна неразлучны 55 лет. В прошлом году отметили изумрудную свадьбу. А познакомились случайно. На танцах. Попала туда красавица Наденька благодаря сданным бутылкам от лимонада. Это была её единственная возможность купить «пропускной» на танцплощадку за три рубля теми деньгами. Девушка росла старшей среди 11 братьев и сестёр. Жили очень скромно.
– Я когда знакомиться с родителями приехал, сразу и не понял: детдом тут, что ли?! Мал-мала-меньше ребятишек высыпало! – шутник он, этот Юрий Григорьевич.
К слову сказать, все братья и сёстры его драгоценной супруги выросли достойными людьми. Состоялись и в семейной жизни, и в профессиях. Тянуло их к себе подобным. Непьющим. Некурящим. Работящим. Некоторых даже к тем, что защитили диссертацию по теме «Стойкость металла при ковке». Как Кикин, например. Ведь только с такими – стойкими по жизни – и получится вырастить свой маленький вишнёвый сад.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*