По нашей просьбе читатели приносят и присылают в редакцию воспоминания о сёлах
Черепановского района, которых ныне уже нет на карте. Но мы хотим знать о них всё, ведь правда?..
По официальным данным, Каменка возникла в 1909 году из столыпинских переселенцев. Приезжали люди из Подольской, Волынской и Черниговской губерний. Наш каменский краевед Валентина Дымнич считает, что первые поселенцы приехали сюда весной 1910 года. По её инициативе у пруда установили гранитный камень, напоминающий, что здесь был посёлок. Не простое и название. Переселенцы пытались сохранить связь с родными местами, а многие из них были из Каменец-Подольского уезда. Поэтому и новый посёлок назвали Каменкой.
До коллективизации жили единоличным хозяйством. Посёлок стоял на небольшой возвышенности около леса, около большого пруда. Здесь брала начало небольшая речушка Каменка. Бурно она текла лишь весной, а вот летом почти полностью пересыхала. В логу, где сейчас пруд, было много родников, и небольшой ручей тёк всё лето. Говорили старожилы и чалдоны (Дорогино-Заимка), что пытались даже засыпать их, чтобы беспрепятственно к полям подъезжать. В самом посёлке было две улицы, которые разделял лог.
С северной стороны, недалеко от деревни располагались поскотина и стойло – так называли небольшой пруд, к которому в обед пастухи пригоняли домашний и совхозный скот. Здесь домохозяйки и совхозные доярки коров доили.
По соседству, в нескольких километрах располагались Дорогино-Заимка, посёлки Весёлое, Бобиха, Михайловка и Лебедёвка.
Центром села считалась кузница. Она стояла на берегу пруда. Здесь же стояла и вся совхозная техника. Около кузни бурлила жизнь. Всегда было людно. Мужики ремонтировали технику, рядом с интересом крутились ребятишки. Главным в кузне был ветеран Великой Отечественной И. В. Шкарлат.
Через дорогу стояла контора, а за стеной – и центр досуга сельчан, местный клуб. Чуть дальше были построены магазин и школа. За ними, ближе к логу, – разделяющие посёлок скотные дворы. Их всего пять. Три были деревянными, обмазанными глиной. И по одному – кирпичный и арочный. Здесь же соорудили водокачку. Возле неё всегда было огромное корыто, выдолбленное из бревна (колода). Из него пил скот. На другой улице, тоже возле лога, стояла конюшня.
В Каменке была только начальная школа – четыре класса, и учились здесь в две смены. Директором с послевоенных лет и до самого распада посёлка являлась Евдокия Степановна Пушилина. Она и жила в школе.
Восемь классов ребята оканчивали в соседней Дорогино-Заимке, а десятый – в Посевной. Ученики в школу осенью и весной ходили пешком или ездили на велосипедах, у кого они были. Зимой жили у родственников или же в интернате.
В 1969 году в посёлке построили новую школу. В ней было два класса, учительская и коридор. После этого учиться стали в одну смену.
Мои родственники своим трудом внесли свой вклад в развитие Сибири. Не покладая рук они трудились в тылу и воевали на фронтах Великой Отечественной войны.
Мои деды переехали в Каменку по столыпинской реформе. Дед по отцу приехал из Подольской губернии, а дед по матери – из Черниговской. Как рассказывала моя тётя Анисия, ехали они весной на лошадях из села Шибково, где они зимовали. Ребятишки в пути увидели цветы-огоньки. Они спрыгивали с телеги и срывали их. Когда добрались до места, где должна быть деревня, то увидели лишь размеченные колышками участки будущих усадеб да выкопанные четыре колодца.
Жилось непросто, но постепенно люди приспосабливались к сибирскому климату. Самыми трудными были военные годы и ничуть ни легче – послевоенные.
У моего деда по отцу Калины Шелест и его жены Евдокии было три сына и четыре дочери. Моего отца, хотя он и был самый старший, на фронт не взяли, так как он родился в Западной Украине. Зато отправили его в трудовую армию. Там, в Томской области, до 1948 года он проработал трактористом на лесозаготовках. Мои дяди Пётр Калинович и Михаил Калинович попали на фронт, вернулись – израненные, зато живые.
У тёти Анисии на фронте погибли Муж Филипп Иванович Ушаков и сын Николай. Воевал и её будущий зять Павел Макарович Шахматов. С фронта вернулся сын другой тёти – Марии, Иван Евстигнеевич Чучук, в 1942 году он добровольцем ушёл на фронт. Служить ему довелось вначале на Дальнем Востоке, а потом воевал под Сталинградом. Без вести пропал муж тёти Татьяны – Степан Ионович Фурс.
У моих дедов по материнской линии Ивана Романовича и Татьяны Пантелеймоновны Гореловых было восемь детей. И они потеряли многих родственников на фронте. Их сын Кирилл пропал без вести. Тётя Наталья получила похоронки на мужа – Василия Евграфовича Сердюка и сыновей Михаила и Григория. Дядя Алексей потерял сына Ивана на той войне.
У тёти Ксении на фронте были муж Иван Савельевич Ткаченко и сын Филипп. С фронта вернулся только сын.
В войну и после неё до объединения нашего колхоза с заимковским «Ленинский труд» председателем был дед Миша Куренок. В 1951 году нас объединили с Дорогино-Заимкой, и наш посёлок стал отделением. До исчезновения Каменки управляющим был Василий Матвеевич Соловецкий. Бригадиром полеводов сначала был дядя Митя Босоченко, потом Дмитрий Дымнич. Животноводами руководил А. С. Камшовский.
Агроном и ветврач не приживались и часто менялись. Может, потому, что были не местные? Хотя и своих на эти должности пробовали. Агрономом одно время работал Алексей Степанович Семенюк, затем Владимир Бурковский. Ветврачом некоторое время был Василий Ешак.
В поселковом магазине главенствовала тётя Шура Босоченко. Хлеб и почту сначала возил дед Малыхин, потом – Ф. Г. Шелест.
С марта 1957 года посёлок стал отделением № 5 Евсинского совхоза. С января 1961 года и по декабрь 1967-го относился к Посевнинскому совхозу как отделение № 6. После этого до 1972 года он входил в состав Черепановского откормсовхоза с центром в Пятилетке. И всё же большинство каменских земель перешло к Дорогино-Заимке.
К середине 60-х в Каменке насчитывалось 46 дворов (по переписи 1926 года – 87). К осени 1972 года посёлок окончательно покинули люди. В Дорогино-Заимку переехали семьи Г. Т. Шелест, М. В. Босоченко, И. Знатных, М. Шкарлат, М. Е. Чучук. В Посевную направились семьи М. И. Шелест, Т. В. Семенюк, П. Т. Шелест, И. Е. Чучук, сёстры Ивлевы. В Дорогино – Д. Дымнич, В. Дымнич, И. С. Гореловой, В. М. Соловецкого, К. И. Григоревского, И. К. Григоревского, Т. В. Смердюка. В Шибково переехали Ф. Г. Шелест, А. С. Калиновский, И. Дымнич. На станции Евсино стали жить семьи И. Макашер, П. К. Шелест, Г. Агафонцева. В Искитим перебрались братья и сёстры Гореловы, а в Бердск – Семенюки и Толочки.
И сегодня часто приходится вспоминать о посёлке, о его жителях. Многих уже не стало, но они словно живые бегут по этим широким улочкам Каменки – прямо на пруд, который манит голубой гладью…
Подскажите пожалуйста, жили ли в Каменке семья Тармашевых: глава семьи Тармашев Иван Федосеевич (родился в 1910 или 1912)
Через дорогу стояла контора, а за стеной – и центр досуга сельчан, местный клуб.
Это первый деревянный дом в Каменке, остальные были землянками. И строили его семейство Чучук, но при коллективизации прадеда моего Чучук Романа раскулачили и дом забрали. Потом его реабилитировали при жизни, но пока его возили по пересыльным пунктам он заболел чахоткой и в 30х годах умер в Каменке. Сыновья и внуки Чучук Романа разъехались ранее по области еще до того как посёлок перестал существовать.