Сибирь, зима. На федеральной трассе терпит бедствие человек на большом автомобиле. Что происходит? Конечно, срочно поднимаются на ноги все спасательные службы и человека вызволяют из беды. Примерно так о подобных ситуациях рассказывают по телевизору. Происшествие в конце января вблизи Черепаново и всё, что было с ним связано, предстаёт несколько иначе. Как всё происходило на самом деле – мы вам расскажем.
Дороги оказалось мало
Всё случилось около семи часов вечера 25 января. По федеральной трассе М-52 со стороны Алтайского края в Новосибирск ехал большой грузовик «Петербилт» американского производства. Между посёлком Привольный и Черепаново, в 7 километрах от поста ГИБДД, к нему на встречную полосу вдруг вылетела отечественная «Лада Ларгус». «Поцелуй» легковушки пришёлся в одно из колёс 16-тонной фуры, тащившей ещё и 24 тонны груза. Само собой, «американец» такой прыти от жигулёнка не ожидал, его занесло в сторону, и огромная фура нырнула с обочины в кювет, распихивая по сторонам глубокие сугробы. Только они и помешали машине опрокинуться, она завалилась на левый бок, утонув всеми 16-ю колёсами в снегу. Для «Лады», конечно, столкновение не прошло даром, машина уже не могла покинуть трассу своим ходом, но именно её водитель, слава Богу, оставшийся невредимым, был признан виновным в аварии приехавшими к месту ДТП сотрудниками местной дорожно-постовой службы. Инспекторы всё зафиксировали на бумаге. Легковушку увезли на эвакуаторе, а грузовик остался на месте. Мимо проезжали машины, из них во все окна глазели люди и между собой оценивали увиденное: «Да, попал водитель конкретно!». Знающие, как бывает в аналогичных ситуациях, предполагали схему дальнейших событий: «Сейчас ему надо вызвать МЧС, сообщить отправителю груза, затем освободить от него фургон и только потом вытаскивать машину тяжёлой техникой – или назад на трассу, или вперёд, прокопав в снегу дорогу». Знал всё это и водитель, но близилась ночь, и ему стало ясно, что провести её придётся в кабине. Позвонив куда надо, стал ожидать подмоги до утра.
Каково же было недоумение проезжавших по трассе не в первый раз с момента аварии, когда наблюдали грузовик в той же позе – и назавтра, и послезавтра, и ещё после-после…
Спасать спешили неспеша
За двадцать с лишним лет профессионального водительского стажа у 51-летнего Евгения Пименова это первая авария, если не считать той, когда давным-давно об его личную машину шоркнулся какой-то шальной «чайник». Евгений живёт в Тюмени. Обычно занимается перевозками ещё с одним дальнобойщиком, они и по машинам «в доле», и доля нашего нового знакомого, похоже, меньше. Напарник отправился в Красноярск, а Евгений решил навестить в Тальменке товарища, раз уж оказался поблизости. В обратную дорогу подвернулся попутный груз: некоему ООО «Убойный корм» из села Озёрки понадобилось доставить в Новосибирск гранулированный овёс: 700 мешков, 24 с половиной тонны. За доставку пообещали Евгению 7500 рублей. Тот согласился: чего порожняком ехать? Потом, гораздо позже, он горько усмехнётся: «Вот это заехал в гости»…
Конечно, он сообщил отправителю груза о нечаянной заминке, обрисовал необходимые дальнейшие действия. «Убойный корм» пообещал по светлому дню направить машину, чтобы перегрузить мешки. Это тогда ещё владевший ситуацией Евгений рассказал и прибывшим представителям МЧС, и полицейским ДПС. Те, пожав плечами, вместе с водителем, только уже на расстоянии, стали ждать момента, когда можно будет что-то с машиной делать. В таком ожидании прошёл четверг, потом пятница… У злополучного места иногда останавливались машины, но почему-то всего три дальнобойщика за всё время. Евгений всем рассказывал историю про вот-вот скорое спасение из снежной ловушки. Из автобусов и легковушек люди наставляли на зрелище камеры телефонов. И вскоре Евгений Пименов, сам того не подозревая, из жертвы ЧП стал героем. Героем интернета.
«Позабыт, позаброшен»
Ближе к выходным в социальных сетях стали проскальзывать заметки: мол, под Черепаново грузовик застрял в снегу, и никаким службам нет до этого дела. Доставалось всё больше МЧС и ГИБДД. Эмоционально окрашенные «новости» дополнялись фотографиями, причём некоторые группы в социальных сетях начали «крысить» фотки у других, приписывая авторство себе, помечая их, как паршивый кот штору, своим логотипом. Один умник-тролль в качестве комментария к событию отозвался шуткой-объявлением, вроде как от имени водителя: «Продам овёс. Недорого. Самовывоз».
Евгений Пименов, у которого в то время день и ночь чередовались в кабине грузовика, той переписки не читал, а всё названивал в «Убойный корм», питаясь его очередными «завтраками». Нервы уже начинали сдавать, и шуток в свой адрес он бы точно не понял. Несуразность своей ситуации, из которой уже пора было как-то выбраться, он пытается объяснить: «Я в рейс поехал почти пустой, а как вызывать кого-то, нанимать – денег затребуют, а чем платить?».
Вот уж за что Евгений был спокоен: для «бандитов» он не представляет никакого интереса: разве что овёс отберут, так ведь наконец-то разгрузят, а машину точно не угонят. И всё-таки, когда ближе к одной из ночей к его снежной парковке понаехало больше десятка легковых машин, ожидал ещё больше неприятностей, чем их у него уже имелось.
Организованная группировка
О происшествии на трассе узнали ребята (и девчата там тоже есть) из сообщества, которое не первый год существует в Черепаново, называет себя автоклубом. Раньше получали адреналин, когда гоняли с визгом по трассам, чем драконили гаишников, а сейчас, остепенившись, всё больше выделываются, соревнуются – кому как больше нравится – на льду, просторных площадках, машинами проделывая немыслимые кульбиты. Есть у них и группа в социальных сетях «ДПС-контроль». В интернете в режиме реального времени отслеживают происшествия на дорогах, сообщают о состоянии последних, о подстерегающих опасностях и тому подобное.
Заведённая моторами молодёжь стала одинокому и ошарашенному внезапным поворотом событий Евгению Пименову новой компанией. Как люди прагматичного поколения, враз сообразили, что сочувственными вздохами тут не поможешь, ими ни машину, ни её водителя с места не сдвинешь.
– Лопатами обкопали тягач, – говорит один из активистов Евгений Вареник. – Выяснилось, что при ударе лопнула рессора. Даже если вытянут, как ехать?
Павел Стецюк из Новосибирска проникся к несчастьям водителя деятельным сочувствием, купил деталь и привёз её к месту вынужденной стоянки грузовика. Примчался Максим Суборов из автогруппы г. Бердска. Денис Ильиных два дня чинил фару. Раскапывали машину, ползали под ней, чтобы заменить деталь, Александр Пузанов, Андрей Лобиков, Евгений Грибков, Александр Майер, Денис Зайцев, Аркадий Скильский, а всем сразу помогали Анастасия Байдина и Наталья Львова.
Автолюбители, созваниваясь друг с другом, собирали деньги. Привезли Евгению Пименову продукты, лекарства от простуды, дрова для костра, потом свозили его в баню к одному из ребят в Майский, предусмотрительно оставив караул у фуры. Мы не слышали, а вы не видели: однажды для ободрения духа и тела налили Евгению то, что можно запить «Карачинской» и закусить, а машину, недвижимую, но всё ещё живую, отпаивали на 20-градусном морозе соляркой. Днём занятые на работе, вечером ребята, уже даже не сговариваясь, держали путь на трассу.
Спасательная операция
К утру понедельника 30 января, пятого дня пребывания в снежном плену, машина возле трассы, видимо, всем стала бельмом в глазу. Нервничают гаишники – зрелище отвлекает участников дорожного движения. Забеспокоился заказчик груза из Новосибирска, а с отправителями из Озёрок водитель, к тому времени явно находившийся на грани нервного срыва, мог разговаривать уже не иначе как матом. Наконец, сообщили, что машина для выгрузки овса уже в пути. Активизировались и дорожники – им непорядок на федеральной трассе совсем ни к чему. На место прибыли «Кировец» и погрузчик.
– С самого начала мы держали произошедшее под контролем, – говорит начальник участка Черепановского ДРСУ Андрей Александрович Лобода. – На следующий же день после аварии приехал трактор и пробил дорогу. Но когда он стал отодвигать снег от фуры, водитель запротестовал против всяких действий. Мол, у него там груз, и пока не уладит все вопросы с ним, вытаскивать машину не даст. Но мы каждый день продолжали следить за ситуацией, привозили водителю солярку и ждали, пока он разрешит извлечь автомобиль из снега.
Предлагала дорожная служба и машину, чтобы перегрузить товар на время спасения фуры. Евгений и от этого отказался: дескать, мешки нужно укладывать на специальные паллеты-поддоны, корма очень влаги боятся. Не хватало, чтобы ещё и груз на него «повесили». Он строго соблюдал все правила, установленные и оговорённые отправителем. Зато когда подошла подменная машина из Озёрок, мешки без особых церемоний бросали на снег, выравнивали ими тропинку, по которой переносили их до трассы.
Тем временем представители дорожной службы не без участия активистов-автомобилистов горячо обсуждали план спасательных действий. Хорошо бы вытянуть фуру сразу на дорогу, двумя тракторами, однако велик риск, что 20-метровая машина завалится на бок или того хуже – переломится. Другой вариант – пробить тоннель в снегу перед фурой и тянуть её вперёд. Это долго. В конце концов, совместили оба варианта. Приехавший на место патруль ДПС организовал контроль движения по трассе, пропуская машины то в одну, то в другую сторону. Когда фура опустела, её стали тянуть из кювета погрузчиком. Сначала оторвался задний бампер, потом несколько раз срывался трос. Тяжёлый трактор, как ни рвал жилы, не смог затащить грузовик обратно на дорогу целиком, только подтянул заднюю часть. Зато теперь он стоял ровнее, и появилась возможность продвигать его вперёд. Два трактора лишь сцепившись вместе смогли сдёрнуть американца с места.
Потом «Кировец» сгонял в Черепаново за мощным ножом-«бабочкой» и ею стал прокладывать широкую дорогу в поле длиной с километр вдоль трассы, до ближайшего перекрёстка. Таким вот путём и вернулась фура Евгения на твёрдый асфальт – уже в десятом часу вечера 30 января. Её сопроводили до тёплого гаража в Черепаново, где она и её водитель смогли обогреться. Всё позади.
Глядя на то, как слаженно действовали все службы в момент непосредственно операции вызволения машины, никак нельзя было отвязаться от мысли: ну почему этого не сделать раньше? Вон как стремительно реагируют спасатели МЧС, когда какие-нибудь экстремалы ради собственного удовольствия попрутся в мороз и метель в горы. Вертолёты в воздух поднимаются, отряды поисковиков снаряжаются. Или вот ещё рыбаки: им говорят не лезть на лёд, а они лезут, потом их спасают. А в нашем случае что: попал человек в беду на самом виду. Ну ладно, растерялся он, занервничал, заупрямился, но ведь кто-то должен был взять ситуацию в свои руки решительно и непререкаемо! А если бы в Черепаново не собралась группа молодых единомышленников, кто помог бы тогда?
Сейчас Евгений Пименов далеко отсюда, но городок и людей, с которыми связано редкое в его жизни приключение, запомнил. Признаётся, что несколько оторопел от такого внимания к себе со стороны обычных черепановцев. И свои слова о том, что сейчас, случись неприятность, никому ни до кого нет дела, готов взять обратно. Жалеет только, что нормально, горячими, не поел пирожков и беляшей, которых ему понавозили в последний день. «Но всё равно спасибо!»…