1

Есть «Контакт»!

1992 Лаптий25 февраля Черепановское телевидение отмечает юбилейную дату, ему 25 лет. Четверть века черепановцы смотрят программы, в которых главные герои – земляки. Непростой путь прошло телевидение. Менялось название. Менялся адрес. Неизменным же оставалось то, ради чего оно создавалось, – освещение жизни района, его история и его люди.
Полагаю, что сегодня не все помнят о том, как впервые зазвучали позывные Черепановского телевидения, и на экране появился диктор. Это был Василий Лаптий – и тогда, и сейчас журналист газеты «Черепановские вести». Давайте с ним и отправимся на 25 лет назад.

– Василий Васильевич, спустя весьма много лет Вы помните, как всё начиналось?
– В самом деле, 25 лет – цифра солидная, но как такое забыть?.. Наверное, не помешает для начала сказать, как тогда всё было, что телевидение создавалось не районом, а одним из предприятий – Черепановскими электрическими сетями. К тому времени его директором, уже, по-моему, лет пять работал Аркадий Владимирович Звонков. Предприятие становилось передовым по каким-то своим профессиональным критериям, но для всех нас электросети явились уникальным примером того, как можно и нужно жить. До этого ведь Черепаново в той стороне, по сути, заканчивалось старым городским кладбищем, дальше – пустырь. И там располагались электросети, которые в районе, прямо скажем, не были на виду. А тут вдруг в Черепаново увидели, как фактически на пустом месте всё начинается, и налицо результат.
Уже было возведено новое административное здание, строилось жильё, заложен спортивный комплекс. Предприятие давало работу, зарплату, туда стремились люди. Уж точно, в чём меня никто не упрекнёт, так это в лести. Но тогда, отвечаю, все в Черепаново про Звонкова говорили: «Вот кого надо мэром города ставить». Я всё это к тому, что не особо удивился, когда от своих знакомых в электросетях узнал про задумку создать ещё и своё телевидение – по тем временам проект ну очень амбициозный, да и сейчас не всякому под силу.
– А тогда, ведь правда, средства массовой информации находились на подъёме?
– Ну да, в то время стремительных перемен, суть которых не все успевали понять и оценить, СМИ переживали свой «золотой век». И телевидение особенно. Создавались новые телевизионные каналы. В Новосибирской области появился канал «Сибирь», позднее и «НТН» с Марией Чащиной-Лондон. Они пользовались бешеной популярностью у людей, потому что отличались от традиционного регионального телевидения и от центрального. Помните, схема какая была: в самом начале короткие новости, затем частные поздравления, далее подборка музыкальных видеоклипов и в завершение – «импортный» кинофильм? То есть телевидение становилось этаким домашним.
– А в успех идеи местной телепрограммы сразу поверилось? Ведь в районе тогда про такое и не думали?
– Нет, не сразу. Сама идея, естественно, понравилась, зажгла, но тут же мысль: а вдруг просто игрушка? Знаете: поиграл, бросил и забыл. Я уже пять лет работал в редакции газеты, на радио и успел понять, что массовая информация – дело серьёзное, если не заниматься этим профессионально – незачем и начинать. Нет, конечно, в любом деле на первых порах человек является дилетантом, мастерство шлифуется опытом, но если ты выходишь на люди, то уже должен понимать, что ты хочешь сказать и сделать.
И потом, сомнения возникали вот в чём: задумано же телевидение не района, а конкретного предприятия. Ну ладно, поснимали, как на столб залез электромонтёр, или как протянули линию электропередач, вот и все новости. А завтра-то что?! Одно да потому? Но вскоре понял, что в электросетях смотрят шире, директор только «за», чтобы освещать жизнь всего города, о районе тогда речь не шла. Это уже потом он станет депутатом, председателем районного Совета, затем нашим депутатом в областном Совете… И уже в самых первых новостных выпусках мы сообщали о районных делах, никакого «корпоратива» электросетей.
– И как делались первые практические шаги?
– Насколько знаю, идею создания телевидения впервые обсуждали А. В. Звонков и Алексей Милевский, он сейчас частный предприниматель, а тогда его назначили первым директором строящегося спортивного комплекса. Организацию студии возложили на Юрия Вахрамеева, параллельно с его обязанностями инженера по снабжению ремстройцеха (он сегодня тоже предприниматель, а до электросетей работал в заготконторе райпо). Кто-то указал и на меня, и Аркадий Владимирович Звонков предложил участвовать в этом проекте. Конечно, я согласился, чисто из энтузиазма, оставаясь на своей работе.
Были выделены деньги, купили два видеомагнитофона, а видеокамеру поначалу приносил Слава Ромашкин, он в школе-интернате работал. Неотлучно вечерами с нами находился водитель Витя Астафьев – вот и вся наша команда. Парни выпросили в фотоателье осветители. Нам отвели комнатку в старой конторе, помню, мы с Юрой Вахрамеевым нашли в каптёрках какие-то ткани, чтобы сделать драпировку на фон. Ну, вот и всё. Нет, представляете, это ж было в докомпьютерную «эру», о цифровой аппаратуре не знали, не было графики, титров, бегущей строки, электронного монтажа! Голос накладывали на музыку микшерским пультом – в сетях всегда работало много музыкантов, Юра один из них. И заставку на картонке нарисовали: «ЧТВ».
– И назвали студию «Контакт»?
– Точно! Мы перебирали несколько вариантов. Лодка же всегда должна как-то называться, ведь так она и поплывёт… Показалось, что «Контакт» – очень подходящее название, смысл в нём есть: доверительность, желание общаться с людьми, расположить к себе.
– И говорили: «Есть контакт!».
– Да, конечно! В параллельном смысле это созвучно профилю электросетей.
Кстати, никто не давал нам каких-то строгих распоряжений, директор не вмешивался, разве что просматривал и утверждал план вещания, что мне очень понравилось: доказательство серьёзности. И директор торжественно не открывал телевидение, хотя в то время, думаю, в Черепаново не все его в лицо знали.
– Вот, наконец, дебют. Как это происходило?
– Вот этого мне уж точно не забыть! Подошёл момент готовить первую передачу, просто презентацию нового телевидения. Я, конечно, не боялся микрофона, и на живую аудиторию мне говорить было не страшно. Но когда нарисовалась передо мной камера, с красным глазком под объективом… Паралич! Слова из головы вылетают… Короче, по хронометражу минуты две-три первой передачи мы снимали часа два, а то и больше. Чувствовали себя с ребятами после записи так, словно по нам асфальтный каток проехал. Но записали! А потом, когда делали первые информационные выпуски, я уже был как рыбка в своём аквариуме.
В первой передаче мне пришлось анонсировать фильм на выходные дни – это был, только не смейтесь! – «Фантомас». А ещё мы нарисовали и поставили перед камерой номер телефона, кажется, 27-310, и я внушал, как Кашпировский: запомните, пожалуйста, этот номер, поверьте, что это – надолго, он вам пригодится, будете новости сообщать, а мы всё будем показывать. Вот так прошла та презентация.
– Да-да, такой номер телефона ещё очень долго был! А Вы тогда получили какой-то отклик? Как отнеслись к созданию телевидения люди в Черепаново?
– Первым делом мне запомнилось отношение коллектива электросетей. Идею очень тепло восприняли, люди гордились, что их предприятие зазвучало в районе теперь и по-новому. И это было очень приятно, давало стимул. Такой невероятный интерес! Приходили, предлагали помощь: что нужно, куда отвезти? Забегаем в столовую – нас прямо-таки заставляют покушать вне очереди.
Конечно, местное телевидение в городе старались посмотреть все. А вот я себя на экране, это, наверное, к лучшему, так и не видел. После записи нужно было кассету отнести на ретранслятор, оттуда шло вещание, пока дойдёшь домой – успеваешь только на фильм.
– Василий Васильевич, раз Вам выпало начинать Черепановское телевидение, интересно Ваше отношение к тому, что происходило за эти 25 лет.
– Обязан сказать, что моя роль в создании Черепановского телевидения весьма и весьма скромная, просто помощь на старте, всего несколько выпусков. Как сказал наш Александр Васильевич Суворов, взять крепость – не главное, куда важнее её удержать. На телевидение пришли другие люди, стали заниматься им на постоянной основе. А давать оценку – дело пустое. Всё равно что задним числом определять собственную жизнь. Одно не подлежит сомнению: 25 лет – это уже серьёзно, треть человеческой жизни как-никак. За эти годы столько отснято событий, людей. Километры плёнки, часы, сутки эфирного времени. Достойные люди района, многих уже нет, а с экрана они смотрят на нас. Районное телевидение – бесценный архив. Наша память с помощью телевидения восстанавливает события, помогает уследить за стремительно убегающим куда-то временем… Этот архив уже принадлежит истории района, которая будет храниться, и в прикосновении к которой, уверен, всегда будут нуждаться. Это людям принадлежит. Вот для чего, теперь мы понимаем, всё и создавалось.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями:


Один комментарий

  1. интересный материал, по настоящему «живое» интервью Василия Васильевича с реальными людьми и событиями. Побольше бы таких. Желаем редакции «ЧВ» творческих успехов и процветания.
    К сожалению проект «ЧТВ» так и не получил должного развития за свои 25 лет, по сей день это любительские съемки с допотопным оформлением и поздравлениями, да и кто будет стараться? администрация города платит миллионы, критиковать в открытую и что то предлагать новое тоже никто не будет. Вообщем и так сойдет!
    А начало было интересное…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*