52 года назад ещё недавняя студентка педагогического института Наталья Фёдоровна Кулагина пришла работать в третью школу. Свой первый рабочий день она помнит до сих пор, как будто он был вчера:
– В этот день у меня были уроки в пятых и девятых классах. В 5-ом было тогда 40 человек! Детей много, они все разные. Притом на каждом ряду сидело по одному не очень дисциплинированному ребёнку, но предмет я знала хорошо, поэтому справилась.
Наталья Фёдоровна мечтала с самого детства стать преподавателем русского языка и литературы, поэтому после окончания 10 класса Посевнинской школы поступила в Новосибирский пединститут. И учёба приносила удовольствие. Такое же удовольствие впоследствии стала доставлять и работа:
– Страха перед детьми особого не было. Да, мне, как молодому специалисту, не хватало знаний по методике, ведению и строению урока, но зато я чувствовала заботу, поддержку, доброту от уже опытных коллег. И я им очень благодарна! Например, Лидии Ивановне Вавиловой, учителю русского языка и литературы, сейчас ей уже под 90 лет, она переехала из Черепаново. Многих, конечно, уже нет в живых, но я их всех помню.
Вообще, наставничество, взаимопомощь распространены среди педагогов так, как ни в одной другой профессиональной сфере. И Н. Ф. Кулагина уверена, что в учительском коллективе не должно быть иначе.
Шестеро молодых специалистов Черепановского района, которые в этом году впервые примерили на себя роли педагогов, окружены вниманием и поддержкой.
Анастасия Анатольевна Панафидина летом окончила с красным дипломом Черепановский педагогический техникум и устроилась в Майскую школу учить самых маленьких.
«Сначала, скажу честно, было страшно, – рассказывает Анастасия. – Я боялась, что не смогу чего-то объяснить, что в коллективе или с родителями могут быть проблемы… Но, как выяснилось, страхи были напрасны. Я попала в отличный коллектив, где опытные педагоги всегда помогут и подскажут, если будет такая нужда. Прошло около недели, прежде чем я почувствовала, что втянулась в этот процесс.
Конечно, были и трудности. Да и сейчас ещё возникают некоторые вопросы, но всё же это невероятно увлекательно! И эти восхищённые взгляды детей я вряд ли променяю на что-то ещё».
Владислав Алексеевич Николенко, так же, как и Анастасия Панафидина, – выпускник нашего «педа». Начать свой трудовой путь он решил в родной Ярковской школе, хотя его приглашали и в Линёво, и в Евсино, и в Дорогино. «Думаю, делать первые шаги в работе нужно именно в сельской местности. Да и коллектив принял меня очень хорошо и всячески оказывает помощь. Ну и, естественно, родная школа. А это приятные воспоминания и знакомые лица», – объясняет свой выбор парень. Правда, ему, учителю начальных классов, пришлось немного изменить свой профиль – стать преподавателем ОБЖ и социальным педагогом. «Конкретно по этим специальностям в техникуме толком ничего не говорилось, соответственно, и теории как таковой не было. Но, так скажем, основы работы с детьми там я точно изучил».
А Ольга Сергеевна Тищенко, наоборот, мечтала работать именно учителем начальных классов, поэтому в этом году пришла во вторую школу и взяла 1 «Б». До этого девушка, окончив Черепановский педтехникум, несколько лет была воспитателем в детском саду, а как представилась возможность, устроилась по специальности. «Я училась в третьей школе, много знаний мне дала первая учительница Наталья Викторовна Пермякова. Она была для нас второй мамой, и я очень хотела быть похожей на неё. Поэтому и выбрала эту профессию. В первый день очень волновалась, но всё прошло хорошо, дети и я остались довольны. Учёба в техникуме дала хорошую базу, правда, не приходилось встречаться с детьми, у которых ограниченные возможности, а в школе такие ребятишки есть. Все разные, требуют особого подхода. Некоторые ещё не могут отвыкнуть от детского сада. Но, несмотря на трудности, я испытываю удовлетворение от работы».
Кроме выпускников нашего техникума, к преподаванию в школах Черепановского района в этом году приступили выпускники Новосибирского педагогического университета. Екатерина Юрьевна Карабецкая – учитель русского языка и литературы в школе № 4, а Евгений Андреевич Шмидко – учитель математики в Крутишке.
Наталья Фёдоровна Кулагина теперь хранительница истории – заведует школьным музеем. Более полувека каждый день она проделывает знакомый до каждого камешка на дороге и листика на дереве маршрут. И ещё ни разу ей не захотелось свернуть с этой родной и милой сердцу дороги.