Побывать в Могочино…
Желания имеют свойство исполняться. Это точно. 16 марта вышел в свет материал «Отцовский крест» – о судьбе отца Иоанна (Луговских), одного из первых местных священников советского времени. Он построил в Черепаново храм Всех сибирских святых. Первый этого периода не только в городе, но и в нашей губернии! Человек, в миру носивший имя Василий и работавший в местном АТП водителем автобуса, о чём многие черепановцы помнят. Размышлявший, страдавший, верующий… Во сне услышавший призыв Богородицы: «Приходи ко мне работать!».
Всё житейское он оставил. Спустя короткое время после удивительного по своей истории рукоположения в священнослужители и сделанного в Черепаново, был переведён в Томскую епархию, где служил до прошлого года. До своей смерти. Сумел построить в селе Могочино неповторимый православный монастырь. Он возвышается над здешней «островной» жизнью как кремль. Столь огромен, масштабен. Отделён от мира каменными, похожими на крепостные, стенами. Но двери православной обители всегда распахнуты.
Строил отец Иоанн, не отчаиваясь, ничего не страшась. В месте, где никогда не было православия. После того, как деревянный, возведённый тут его же руками монастырь сгорел в пожарище, не отчаялся. Вместе с уже образовавшейся малой общиной поднял к небесам другой – каменный…
В Черепаново и сегодня живут родные отца Иоанна. Немало у нас верующих, вместе с 70-летним батюшкой начинавших путь к Богу. Тех, кто все эти десятилетия продолжал ездить в Могочино, считая священника своим духовным отцом. Благодаря этим людям, в память о священнослужителе и появился «Отцовский крест».
Сама я никогда лично не встречалась с основателем Могочинского монастыря, известного далеко за пределами России. Но покорённая необыкновенной православной судьбой стала мечтать: «Нужно обязательно побывать в Могочино!». И вот, спустя несколько дней, совершенно неожиданно для себя, уже ехала туда… Со мной были свежие «Черепановские вести» с материалом «Отцовский крест».
Север, который рядом
В эти дни Томская митрополия праздновала своё 5-летие. Огромная, соседствующая с Новосибирской областью северная территория, где привычные дороги летом часто – паромные переправы через реки. Где есть белые ночи. Суровость, красота, первозданность. От посёлка к посёлку путь в сотни километров. Места, известные краями жестоких ссылок. Один Нарым чего стоит!
Православие и теперь тут только приживается. Для того чтобы укрепить дух верующих, Патриарх Московский Кирилл повелел то, на что решается крайне редко. В центр региона, Томск, прибыла из столицы великая святыня – часть ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в Троице-Сергиевой лавре, которую испокон веков почти не покидает.
Риза – одежда. Её, по преданию, носила сама дева Мария. Святыня известна множеством чудес. Многие считают, что прикоснуться к ларцу с ризой – всё равно, что дотронуться сердцем до самой Божией Матери. У православных даже есть древний праздник, посвящённый этой святыне.
Естественно, новосибирские верующие, а вместе с ними и черепановские, не могли пропустить такого чуда. Новосибирская митрополия организовала автобусные паломничества в Томск, куда духовная драгоценность приехала всего на несколько дней.
В Черепаново тоже есть человек, возящий народ к православным святыням. На ГАЗели Алексея многие успели побывать в храмах Барнаула. Прикоснулись к местам православного поклонения Алтайского края. Но главный маршрут мужчины – Могочино. Он не только постоянный прихожанин монастыря – духовное чадо, близкий человек отца Иоанна (Луговских). Чья смерть стала громадной потерей. Но возить паломников в Могочино Алексей, конечно, не перестал.
Вот и нынче, благодаря ему, черепановские прихожане встретились с ризой Богородицы, побывали в томских храмах. Увы, повезло не всем… Время пребывания её на томской земле было коротко.
Вдруг выяснилось, что перед отправкой в Москву святыню привезут в Колпашево – некогда центр Нарымского края. Это несколько часов езды от Могочинского монастыря. Вопрос: отправляться в путь или нет – не стоял. С посещением православной обители, чей основатель предсказал появление мужского монастыря в Черепаново? С драгоценной возможностью увидеть ризу своими глазами, да ещё и в таком месте?! Желающих набралась ГАЗель. Среди них и я. Мечтавшая встретиться с детищем жизни того, кто достойно пронёс свой отцовский крест.
Как живут в монастыре
В Могочино паломников из Черепаново ждали. Здесь, честно говоря, ждут каждого, чья дорога лежит в стены православного монастыря. Жизнь в нём не замолкает ни на минуту. В храме круглые сутки читают монахини неусыпаемый псалтырь. Молятся. Через дорожку – гостиница. Высокая. Бесплатная. В трапезной и кормят без оплаты. Распоряжение отца Иоанна. Говорят, он лично запретил брать за монастырское гостеприимство даже малую мзду. Приехать и поселиться тут может каждый. Но лучше всё-таки позвонить и сообщить о предстоящем визите «хозяйке апартаментов» матушке Даниэлле. Чтобы успела подготовиться.
Хотя у неё – бывшего микробиолога наукограда Кольцово – и без того, кажется, всегда всё в полном порядке. Напоит чаем, даст совет. Если будет в настроении – расскажет о собственной судьбе. Как пришла к православию и отцу Иоанну. Потому что муж, тоже учёный, заразился неведомой болезнью. И дорога ему была одна – смерть. Но Бог помиловал. Теперь супруг тоже батюшка. Принял монашество. Служитель храма самого маленького города в России – Кедровый. Тоже Томская область.
Такие в Могочино монахи. Жемчужина, выкристаллизованная испытаниями. Теперь, когда отца Иоанна не стало, дело его жизни принял в свои руки ближайший многолетний соратник отец Матфей. Преклонение перед ним столь велико, что на исповедь к батюшке, за его молитвой и советом едут из разных городов России. Нередко – из заграницы. Послужить, пожить, помолиться, чтобы разобраться в себе. Недаром о Могочино не утихают споры. Кто-то даже сравнивает его с современной Россией – островом верности вере среди бушующего страстями мира. О монастыре снято множество фильмов и написано строк. Вливается в них и напечатанное в «Черепановских вестях».
Передаю газеты с материалом о судьбе основателя обители. Принимают с благодарностью. «Искренне написано!», – скупо хвалит после прочтения матушка Даниэлла. Слышать это из уст человека, стоявшего у истоков монастыря, тоже нёсшей «отцовский крест» – очень приятно.
Отец Иоанн похоронен внутри монастырских стен, у алтаря храма. К его могилке бесконечно идут люди, чтобы как живого поблагодарить, пожалобиться, подумать… Есть над чем. Благодаря монастырю живёт село Могочино. Он даёт людям работу, давно превратившись в «градообразующее предприятие». Большинство семей многодетны. Такое чувство, что все верующие: так во время службы полон храм.
Живёт монастырь, куда с весны до поздней осени попадёшь только паромом, пожертвованиями, требами, да неустанным человеческим трудом.
Колпашевская Голгофа
От Могочино до Колпашево больше 120 километров разбитой дороги, обрывающейся рекой. Небольшой город на том берегу Оби известен «колпашевским яром». В 30-е годы прошлого века здесь, в центре Нарымского края, было место огромного количества ссыльных, политзаключённых, страшных лагерей. Так новая власть боролась за место под солнцем. Из разных мест страны высылали целыми семьями. Они осваивали томский север. Многие умирали, не выдерживая тяжелейших условий жизни. Многих расстреляли без суда и следствия. Верующих. Тех, кого сочли кулаками. С трупами не церемонились. Складывали штабелями в местном яре, едва присыпая землёй. А в 70-е Обь подмыла берег, и на свет в её водах явились тела – десятки, сотни! – тех, кто погиб невинно. Многие оказались нетронуты тлением. Захоранивать трупы не стали. Большое начальство распорядилось перемолоть их винтами водных суден. Ужасное было зрелище. Память о нём хранят люди.
А в Колпашево, городе, построенном руками ссыльных, где теперь живут их потомки, несколько лет назад возвели первый в его истории православный храм. Сюда верующим и привезли ризу Богородицы.
Идти зимой по Оби пешком колпашевцам – обычное дело. Это единственная дорога, связывающая городок с внешним миром. Машин с людьми по переправе не пускают. Пошли и мы. Удивительное ощущение: под твоими ногами могучая река, скованная льдом…
В храме паломников встретила тишина и драгоценный ларец с ризою. Ты приближаешься к ней с чувством, что кто-то великий и кроткий идёт навстречу. Идёт, чтобы утешить, произнести самые главные слова: любовь жива. Она всегда с тобой. Она всё стерпит и всему помилосердствует.
Здесь, посреди сурового края вечной природы, где человеческий дух сумел сохранить самое главное – своё внутреннее величие, где его не сломили страшные испытания, которые трудно представить нам сегодняшним, веришь. В то, что всё ещё будет.
Черепаново – Новосибирск – Томск –Могочино-Колпашево.
Март 2018 г.