В черепановском храме появилась икона, прошлое которой – загадка.
Входящие в храм вначале просто оглядываются, потом – непременно оборачиваются, ещё чаще – надолго замирают перед этой иконой. Кажется, не только люди – сами святые лики смотрят на неё со стен с особенной симпатией. Ещё бы, глава Небесного Воинства – Архангел Михаил – в таком виде вдруг пожаловал в Черепановский собор святителя Алексия, митрополита Московского! Да, не простая икона, а явно с историей. Насчитывает не меньше сотни лет. Необычного, непривычного нашему глазу письма – яркая, с сочными красками, радостная, жизнеутверждающая, притягательная, если можно так сказать. Большая – в половину человеческого роста. Знающие люди быстро догадаются – алтарная. Значит, из святая-святых – алтаря, «небесного сердца» какой-то церкви. Чуткие сердцем не сомневаются – намолена не одним поколением. Оттого прикладываются к Михаилу-архангелу теперь в черепановском храме с особенным чувством. И мыслью: откуда же он явился?
От беды убережёт…
Началась теперь известная нам история иконы более трёх десятилетий назад в Черепаново, в одной из двухэтажек улицы Партизанская. Сюда, к маме, Октябрине Витальевне Якутиной, её сын Алексей с другом – тогда почти мальчишки, выпускники школы – тайно принесли большое старинное изображение Архистратига Михаила. Объяснили, что просто так отдали им давно хранимый кем-то образ. Дескать, чья-то умершая теперь бабушка на своём чердаке в самое богоборческое время бережно хранила икону. Теперь заботу о ней неожиданно приняла на себя известный в Черепаново и районе стоматолог, любимый людьми и по праву уважаемый бывшими пациентами.
Она и к изображению главного среди архангелов отнеслась соответственно: берегла и молчала. Несколько раз Октябрина Витальевна порывалась передать икону православной церкви. Но единственный и горячо любимый сын просил: «Мама, пусть будет у тебя! Пожалуйста! Он – твой защитник. От всякой беды спасёт…». Женщина сдавалась.
Пять лет назад пожилую мать постигло страшное горе – её сын умер. Вместе с ним ушла часть истории иконы Архистратига Михаила, которая, возможно, была известна Алексею Якутину.
Минувшие годы стали для почётного жителя Черепаново, бывшего работника здравоохранения, теперь – одинокого, глубоко несчастного человека Октябрины Витальевны временем тяжёлого испытания. Благо, нашлись добрые люди, верные друзья, не оставившие женщину. Навещающие всё в той же маленькой квартире на Партизанской, всегда готовые поддержать и помочь.
Мысль о хранимой ею втайне иконе не оставляла мать. В мае она набралась душевных сил и обратилась к единственной в Черепаново инокине: «Помоги, пожалуйста, передать в церковь!». С матушкой Софией самый известный в городе стоматолог знакома ещё с прежних, советских, времён, когда была та обычной служащей. Матушка София пришла в квартиру на Партизанской. Она быстро оценила, какое духовное сокровище сберегла верующим маленькая семья Якутиных.
Скоро вместе с настоятелем черепановского прихода игуменом Кириллом они приехали к Октябрине Витальевне. С благодарностью приняли её дар. И теперь Архистратиг Михаил доступен молитвенной просьбе каждого, кто войдёт под своды храма.
Откуда такое чудо?
Рассказывает Евгений Цыфанов – теперь житель Новосибирска, вместе с которым, как вспомнила О. В. Якутина, её сын принёс в дом старинную икону:
– Честно говоря, я сам почти ничего не знаю об этом образе. Времени прошло слишком много, да и кто тогда что рассказывал про иконы? Помню, говорили, что она, возможно, из Анисимово Алтайского края, но, вполне может быть – из Листвянки Черепановского района. Ведь именно там был храм Михаила-архангела! Образ – из алтаря, один из нескольких. Это видно по тому, на чём выполнен. Ещё помню, говорили, что он не русского, а украинского письма. Это тоже видно по яркости изображения, самому подходу к фигуре, для наших иконописцев не характерному. Многие тогда перебирались в Сибирь. Здесь обживались. Строили храмы и писали иконы…
Изболевшееся сердце Октябрины Витальевны, после того как она передала образ в главный черепановский храм, словно успокоилось. Признаётся, что оно наполнилось светлой радостью, уверенностью в том, что поступила правильно. Может, вспомнят молитвой о её сыне Алексее, которому суждено было так необычно сохранить для верующих старинное изображение.
Все, кому довелось своими глазами видеть иконописный лик архангела, молятся у него, прикладывают, после тихо признаются, что от этого главного ангела словно идёт особенная энергия, в православии именуемая благодатью. Будто глава Небесного Воинства рад, что он опять может помочь каждому приходящему.