0

Чьё оно, Якушкино болото?

В июне 2018 года состоялось собрание жильцов коммунальных и частных домов по улице Кутузова. Среди своих насущных проблем подняли и тему несанкционированной свалке мусора жителями города около «Якушкиного болота». Загажено, захламлено, а рядом в летнюю пору ягоды растут, и грибок из земли свою «шляпку» показывает. А раньше, вспоминают старожилы, в тёплые сентябрьские дни здесь проходили игры «Зарница» и туристические слёты школьников. Но сейчас столько мусора кругом валяется, стали забывать люди, что данная местность названа в народе «Якушкиной» в честь человека, который жил и работал в Черепаново.
И наверняка не зря заслужил о себе добрую память.
От жительницы улицы Суворова Галины Павловны Субботиной узнаём, что это был её отец. Как она говорит «папка».
Павел Кириллович Якушко родился в 1897 году и жил на Украине. С другом работал у зажиточного крестьянина. Павел старался делать всю работу хорошо, но зарабатывал всё равно мало. Сестра, Прасковья Кирилловна, по мужу Котова, писала ему письма. Звала переехать в Сибирь, на черепановскую землю. Она жила в Шумике. Приехал. Женился на Валентине Степановне Баталовой. В 1932 году в семье родился первенец – сын Леонид.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а 26 июня родилась дочь Галя. Жили в то время в селе Ярки. Отец работал председателем колхоза «Путь к социализму».
1942 год. Черепановский районный военкомат призывает Павла на фронт, рядовым в 288 стрелковый полк 64 стрелковой дивизии. Шли тяжёлые бои, в одном из которых он получил ранение: обе руки остались без пальцев. В 1944 году вернулся домой. Галина Павловна Якушко-Субботина помнит то мгновение, когда в дверь дома кто-то постучал. «Папка, папка вернулся!». И дети бросились ему на шею. Галина Павловна, улыбаясь, говорит, что она была первой.
Отца как фронтовика, коммуниста направили на работу в Воскресенку, туда и переехали всей семьёй. Назначили ответственным работником за сушилку. Сюда привозили мешками картошку. Её резали на две дольки, сушили и затем отправляли солдатам на фронт. В годы войны было очень голодно. Галина Павловна вспоминает, как они прибегали к отцу и смотрели на то, как фасовали «сушёную» для отправки. Под столом искали хоть какую-то упавшую крошку. Иногда кто-нибудь из женщин-работниц с оглядкой совал им в руки немного сушёной картошки.
После войны переехали в Черепаново. Жили по улице Автономной, дом 80. Отцу поручили отвечать за работу кирпичного цеха от черепановской мельницы – мелькомбината. Здесь вручную рабочие формовали кирпич. Девочке Гале запомнилось, что его выжигали только в одном здании, похожем на большую русскую печь. Сейчас на этом месте находятся медсклады. Из озерца, образовавшегося, когда речушку запрудили дамбой, брали воду. Возили её в цех на лошадях в бочках. Поили из озера коров, а их было много. Люди рыбачили, а рыба ловилась и «мала и велика». Сколько домашних уток плавало! Они громко крякали, а камыш от дуновения ветра, качаясь, шумел. Рядом с озером коллектив пищекомбината заложил питомник. В нём росли смородина, малина, ранетки. Были посадки подсолнуха. Недалеко от кирпичного цеха находилось подсобное хозяйство от смешторга – свинарник. Сегодня от той территории остались только одни земляные ямки. Отец, Павел Кириллович, следил, чтобы вода в озере всегда была чистой, а дамба (запруда) не разрушалась весенним паводком. Кто с ним работал, говорили, что он любил порядок во всём. Добросовестно дежурил и сторожил на вверенной ему территории. Недалеко от озера находились поля для посадки картофеля жителями Черепаново. Отец возглавлял уличный комитет. Ему доверили выделять, то есть отмерять «саженью» людям участки земли на посадку. Жители улицы шли к нему с просьбой правильно написать заявление или просили помощи в разрешении бытовых или соседских конфликтов. Он имел всего 4 класса образования. По тем временам считался грамотным человеком. За добросовестный труд и общественную деятельность его фотография всегда была на Доске почёта мелькомбината.
Тяжёлый послевоенный 1948 год. Он запомнился особенно тем, что в округе появилось много волков. По воскресеньям из Карагужей в Черепаново знакомые возили на продажу картошку и, боясь волков, ночевали у них. И как-то мама Валентина Степановна надумала в Петухи к родственникам поехать с маленькой дочкой Лидой. Вечер. Темнеет. Вдали от леса засверкали огоньки. Лошадь на дыбы. Мама не растерялась. Зажгла тряпки и в ящик их положила. Огонь отпугнул стаю волков. Лошадь успокоилась, и они поехали дальше…
Родители вырастили и воспитали 4-х сыновей и 3-х дочерей. Галина Павловна в своих воспоминаниях отмечает, что «папка» ненавязчиво учил их, как вести себя правильно дома, за столом и на людях. Отмечал, что к старшим по возрасту надо обращаться на Вы. Стараться здороваться со всеми жителями улицы, чтобы знали, чьи вы дети. Учил ценить каждую заработанную своим трудом копейку.
Перебирая свои старые фотографии, Галина Павловна с теплотой в голосе рассказывает, что на одной из них ей семнадцать лет, и она с подружкой Галей Карабановой гуляет по аллеям мельничного парка. В годы её юности и позднее здесь проходило столько интересных мероприятий! Концерты, и народные гулянья или просто девичьи посиделки на лавочке под тенью тополей. Гуляли молодые мамы с колясками. «А сейчас, – с горечью сетует она, – по парку и днём, и поздно вечером ходить страшно. Какой-то стал неухоженный, часто можно видеть брошенные пакеты с мусором, валяется много сухих веток и пустых бутылок». Сестра Лидия Павловна поддерживает: « В свободное время мы любили там с родителями отдыхать. Расстилали небольшой коврик под тополем, покупали мороженое и всей семьёй сидели, ели».
Галина Павловна окончила 7 классов школы № 5. Это был филиал школы № 80. Сейчас это средняя школа № 3. По её воспоминаниям, филиал находился возле базарной площади, на углу переулка Пионерского. Год поработала, помогая родителям поднимать троих младшеньких. Но впереди самостоятельная жизнь. Надо учиться дальше. Уехала в Бийск и поступила в фабрично-заводское училище. Через год стала работать на Бийском мясоконсервном комбинате. В этих краях служил Александр Субботин. Встретились. Понравились друг другу. И он целый год находил возможность «уйти» в самоволку до часу ночи на встречу с любимой. А Галя сидела на прилавке закрытого магазина и ждала его. В 1962 году Александр демобилизовался из рядов Советской Армии и увёз невесту в родные края Свердловской области, в с. Ачит. Сыграли свадьбу. Но Галю тянуло на свою черепановскую землю. Вернулись. Александр Михайлович стал работать на машинотракторной станции. У Галины Павловны первая запись в её трудовой книжке появилась в октябре 1959-го. Отработав на медскладах 22 года, она ушла на заслуженный отдых. В ноябре 2003-го Галина Павловна получила удостоверение ветерана труда. С мужем Александром Михайловичем вырастила сына Михаила. Есть и внуки.
Она гордится своими отцом и матерью. Маминым умением шить, вышивать, прясть и даже валенки подшить на скорую руку, чтобы её дети могли по очереди сходить на улицу и с горки на санках покататься. Папиным трудолюбием, ответственностью к порученному делу и отношением к людям. Всегда брала с него пример. Он ушёл из жизни на 92-м году 15 апреля 1989 года. Их дети и целая дюжина внуков и правнуков в основном жили и живут на родной сторонке. И как память об отце им приятно было слышать от взрослых и детей слова: «Пойдёмте на «Якушкино озеро» купаться, порыбачить или просто играть, ягоды собирать». Потом стали называть «Якушкино болото». Но очень неприятно будет услышать «Якушкина свалка, или мусорка».

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*