А именно то, как нынче «зажигали» в районе. Полыхало в городе и за его пределами, то и дело столбы дыма вздымались вверх и в лесах. Лесные пожары, пожалуй, – самые опасные и коварные. Там есть чему разгореться, а при сильном ветре и сухой погоде огонь быстро мог распространиться и на сёла района. Бороться со спонтанными возгораниями приходилось работникам «Черепаново Лес-Сервиса». А у них, к слову, и другой работы хватает.
Черепановское лесное хозяйство – немногочисленное, а под контролем нужно держать площадь более 50 тысяч гектаров.
– Этот год стал для нас особенным, напряжённым, – делится директор «Лес-Сервиса» Евгений Витальевич Труфанов. – Если в прошлом году за весь пожароопасный, то есть с весны до осени, сезон в районе от огня пострадало 5 гектаров, то в этом только за весну более 32 гектаров. Горело со всех сторон: Мильтюши, Огнёво-Заимка, как никогда – в районе Майского, а также и окружающие Безменово поля. Большая часть возгораний происходила по причине пуска сельскохозяйственных палов, то есть поджигали остатки растительности перед севом. Огонь с полей быстро перебирался в леса.
Но в действительности работникам лесной отрасли пришлось тушить огонь на площади в 300 гектаров. Всё потому, что возникающие на землях сельхозназначения возгорания лесники брали на себя, чтобы огонь не смог добраться до лесных насаждений. Не помогали нынче и профилактические отжиги, проведённые предприятием ранней весной. Их делали в основном вдоль трасс, чтобы обезопасить леса от случайного поджигания проезжающими.
Особое беспокойство вызывали участки, граничащие с Искитимским районом. Пожары приходили от соседей и, как признаются в «Лес-Сервисе», там их тушить никто не собирался.
Для ликвидации возгораний на предприятии имеются два пожарных автомобиля, трактор с плугом. Но, по горькому опыту нынешней весны, этого мало. Хотя фактически машин, привлечённых для тушения лесных пожаров, было больше.
– На каждом участке в сёлах есть рабочие лесного хозяйства, они собственную технику использовали для тушения, – говорит Евгений Витальевич. – Константин Иванович Тыщенко из Ярков собственный «Урал» переделал для этих целей. Установил бочку, подключил помпу.
Спонтанные свалки тоже принесли много хлопот. Поджигая мусор, многие даже не задумываются, что огонь может пойти в лес.
В сравнении с прошлым годом лесному хозяйству пришлось нынешней весной попотеть, хотя забот у него немало и других, предписанных лесным регламентом. В первую очередь это восстановление зелёного достояния.
Часто приходится слышать о том, что скоро черепановским лесам, которых и так-то немного, скоро придёт конец. Выпилят, мол, последнее и бросят пустующую степь. Доводом приводят возникшие, как грибы после дождя, пилорамы. Вопреки всяким суждениям, восстановительные работы в районе идут постоянно.
– В этом году более 60 гектаров засадили саженцами сосны, – говорит Евгений Иванович Труфанов. – Более миллиона потратили только на посадочный материал. Использовали часть собственного.
Свои саженцы вырастили недалеко от Бочкарёво. Там в своё время разбили небольшой питомник. Правда, его земли не особо подходят. Поэтому нынче, поискав другое место, сделав анализ, определились с новым питомником. За Листвянкой уже распланировали для него 1,5 гектара. Хотят не только для собственных нужд выращивать саженцы сосны обыкновенной, но и для реализации.
Угроза с лесными пожарами отступит на второй план, так же, как и минует срок высадки саженцев. Настанет другая забота – заготовка дров. К новому закону по поводу валежника отношение в «Лес-Сервисе» своё – неоднозначное.
Следует помнить, что с этого года жителям разрешено собирать валежник для собственных нужд. Это в основном ориентировано на сельского жителя, которому самому заготовить дрова не тяжело и не особо затратно. Ещё преследовалась цель – почистить леса от буреломов, весьма способствующих всё тем же лесным пожарам. Государство разрешило собирать валежник, только с оговоркой – для собственных нужд. В законе дано определение, что к валежнику относятся буреломы, поваленные деревья, отделённые от корня, не имеющие зелёной листвы. В «Лес-Сервисе» беспокоятся об одном: как и кто будет контролировать сбор такого топлива именно для собственных нужд, а не на продажу?
– Нужно как следует определить процедуру контроля за сбором валежника, – высказывает мнение Евгений Витальевич Труфанов. – Полагаться только на сознательность человека не стоит – люди же разные бывают. К тому же сбор валежника влечёт затраты. Нужно найти транспорт, приехать в лес для его заготовки. Не проще ли оставить это для специализированных организаций, а дрова купить офи циально, к примеру, у нас? Мы реализуем разные виды: колотые, чурки, обрезь. К тому же в этом году заключили договор с Центром социальной защиты, и теперь льготная категория граждан из всех сёл района может покупать дрова у нас, на что мы предоставляем соответствующие документы.
Такая вот хлопотная весна выдалась в работе лесного предприятия. Похоже, и лето с осенью скучать не дадут: снабдить дровами жителей района, реализовать пиломатериал, следить за сохранностью лесов. К последнему в «Лес-Сервисе» призывают и всех нас.