100 лет назад в окрестностях Черепаново разворачивались самые драматические события Гражданской войны
Летом 2018 года газета «Черепановские вести» опубликовала письмо Геннадия Павловича Лупарева. Доктор юридических наук, профессор из Алма-Аты вспоминал события далёких лет Гражданской войны, развернувшиеся в Сибири. На родине его предков, в селе Кошелёво, ныне Тальменского района Алтайского края, 17 августа 1919 года произошла страшная трагедия – белочехи казнили 12 человек, среди которых красные партизаны и сочувствовавшие им жители села. Геннадий Павлович обращался в газету с надеждой, что и в Черепановском районе живут потомки кошелёвцев, кто, возможно, из рассказов своих родственников слышал подробности о тех событиях. У него самого тогда погиб дед, красный партизан Иван Михайлович Лупарев. Всё началось с того, что летом 1919 года местный партизанский отряд сжёг деревянный железнодорожный мост, на что обозлились солдаты чехословацкого корпуса, в то время охранявшие железную дорогу от Барнаула до Новониколаевска и Томска. Они из Лушниково нагрянули в Кошелёво и по наводке местного священника чинили расправу над партизанами, их родственниками, сжигали дома. Ивана Михайловича Лупарева на глазах жены и малолетних детей долго избивали прикладами, затем кололи штыками, рубили саблями.
Самым старшим из двенадцати убитых был Дмитрий Алексеевич Чуркин – 65 лет, самая маленькая – 12-летняя Варвара Ударцева. По сохранившимся в пересказе воспоминаниям старожилов, погибла из-за того, что стояла у окна, когда чехи, прочёсывая сельские улицы, стреляли куда попало. Других чехи расстреляли в той части села, которая называлась «Рассея», в стороне кладбища, вниз к речке.
Год назад Геннадий Павлович Лупарев, до того не раз встречавшийся со старожилами в сельском клубе, загорелся желанием оставить о жертвах трагедии зримую память. В этом ему взялись активно помогать родственники – семья Печиных: Василий Александрович, его сыновья Юрий – доцент Новосибирского аграрного университета, и Александр – тренер спортивной школы в Черепаново. Юрию, взявшемуся за поиск в архивах Новосибирска и Барнаула, удалось разыскать список погибших, установить некоторые обстоятельства событий. Идея стала воплощаться в реальное дело – установить памятник. 16 августа нынешнего года, за день до 100-летней годовщины трагедии, в центре Кошелёво собралось всё село и приехавшие гости. Жители как могли украсили место сбора букетами цветов, выставкой местных умельцев, встречали гостей чаем с мёдом. В коротких выступлениях красноречиво слышалось, чувствовалось, как важна для ныне живущих потомков память и о погибших, и вообще о событиях тех далёких лет, о которых мы, к сожалению, так мало знаем.
Местные жители со всей душой помогали главному инициатору сооружения памятника Юрию Васильевичу Печину. Весь год сторожили привезённый камень – алтайский гранит весом почти две тонны, а потом помогали его устанавливать, благоустраивали территорию. Инициатива стала истинно народной, на сооружение памятника не было затрачено ни одного государственного рубля – исключительно средства людей. Было получено разрешение водрузить камень в одной оградке с обелиском в память о погибших в другой войне – Великой Отечественной.
О памяти, сбережении патриотических чувств говорили историк из Барнаула Евгений Владимирович Плотунов, председатель Алтайского отделания Русского исторического общества, писатель Анатолий Степанович Муравлёв. А приехавший из Алма-Аты главный вдохновитель идеи Геннадий Павлович Лупарев назвал этот памятник народным ответом тем, кто искажает историю, пытается представить неблаговидную роль чехословацкого корпуса в годы Гражданской войны интернациональной миссией в помощь братскому русскому народу. Ещё в 1999 году между правительствами России и Чехии было подписано соглашение о взаимном сохранении памятников и воинских захоронений; в России от Пензы до Владивостока, то есть на пути следования чехословацкого корпуса, восстанавливаются разрушенные в годы советской власти и возводятся новые памятники чешским легионерам. А вот памятника их жертвам – партизанам и мирным жителям – нет ни одного! Этот – первый.
В Кошелёво сейчас всего около ста дворов, меньше двух сотен жителей. Много старых домов – возможно, они были молчаливыми свидетелями событий тех дней. Воспоминания об истории вековой давности вдруг словно разом сняли завесу времён и погрузили в реальную картину сибирской деревни в годы Гражданской войны. Когда один брат был за белых, другой – за красных, когда, просыпаясь утром, люди подчас не знали, какая власть на дворе. Вот по этой дороге, в пять километров от Кошелёво до Лушниково, лесом бежали бабы с детьми от расправы чехов. Там, чуть подальше, всего в трёх десятках вёрст в августе 1919-го существовал Черепановский фронт, на станцию Черепаново и в посёлок Свободный с запада наступали на белых партизанские отряды из Сузуна, Карасёво, с юга – алтайские партизаны. В августе-сентябре полыхало красное восстание против колчаковцев, но тогда оно окончилось неудачей. В Свободном многих казнили, о чём напоминает обелиск на братской могиле в центре Черепаново. В истории Гражданской войны, особенно в Сибири, осталась уйма белых пятен, слишком многое искажено пропагандой в угоду политическим режимам. Гранит с именами жертв Гражданской войны, воздвигнутый в маленьком селе Кошелёво, – пока первая маленькая дань памяти предкам. Таким далёким и таким близким.
Как это было
К весне 1918 года в стране победившей революции возникла сложная ситуация. Это было вызвано продовольственной политикой советской власти, экспроприацией собственности, репрессивной деятельностью ВЧК. В это же время Антанта вынашивала планы вооружённого вторжения в Россию.
В мае 1918 года начались события, которые потрясли всю страну, – мятеж 50-тысячного чехословацкого корпуса. Чехословацкий легион сформировали бывшие пленные, которых царское правительство не успело репатриировать, и которым после революции советское правительство предложило покинуть Россию через Дальний Восток только разоружившись. В их руках оказалась вся территория, прилегающая к Транссибирской магистрали и Алтайской железной дороге. В пути чехи нещадно грабили население, достоверно известно, что они участвовали в карательных операциях белой армии.
За короткое время советская власть была свергнута почти во всех сибирских городах. Одновременно действовали белогвардейские формирования.
18 ноября 1918 года Верховным правителем России был провозглашён адмирал А. В. Колчак. Он принял на себя всю полноту государственной власти, ему были подчинены все вооружённые силы.
В то же время силы большевиков в Сибири были слишком слабы, а немногочисленные добровольческие отряды Красной армии только начали создаваться. Мощным подспорьем для Красной армии явилось партизанское движение. Его нельзя было назвать прокоммунистическим, скорее, оно было антиколчаковским. Среди партизан было немало зажиточных крестьян. А чешских легионеров крестьяне просто ненавидели как интервентов. В середине октября 1919 года вновь началось наступление красноармейцев. Были взяты Тобольск, Ишим, 14 ноября – столица Колчака Омск, спустя месяц – Новониколаевск.
Один из гарнизонов, состоявший преимущественно из чешских и польских солдат, разместился на станции Черепаново. В августе 1919 года против войск белочехов и колчаковских отрядов местное население открыло вооружённую партизанскую борьбу, крестьянские восстания охватили всю территорию нынешнего Черепановского района. Особенно активно работали подпольщики в Верх-Каракане, Шурыгино, Шипуново, Карасёво, Верх-Мильтюшах. В декабре 1919 года к Черепаново подошли части Красной армии, и советская власть восстановилась.