Дня не проходит, чтобы и на федеральном, и на областном уровне не обсуждались меры поддержки бизнеса. Это неудивительно, нашествие инфекции COVID-19 вот уже несколько месяцев лихорадит экономику. Торговый баланс нарушен на международном уровне , бизнес терпит серьёзные убытки, многие производства вынужденно останавливались, работники находились на изоляции. Некоторые потихоньку начали сокращение и увольнение сотрудников. Относительно стойко держит удар крупный бизнес, чего нельзя сказать о среднем и уж тем более о малом и только открывшемся…
А что происходит у нас, какими проблемами сейчас живут местные предприниматели? Ждут они помощи или рассчитывают только на свои силы? Спросим у представителей разных направлений в торговле.
Светлана – владелица продовольственного магазина, Вячеслав торгует материалами для строительства и ремонта квартир и домов.
— Скажите, в какой, по вашему мнению, ситуации сейчас находится малый и средний бизнес на нашем местном рынке в связи с пандемией и всеобщими ограничениями?
Светлана:
– Безусловно, времена наступили не самые радужные. С уверенностью могу сказать, что даже продовольственная сфера испытывает серьёзные накладки. Проблемы стали возникать как у бизнесменов, так и у покупателей. Застой очевиден.
Вячеслав:
– Думаю, многие испытали на себе ограничение покупательской способности и падение спроса. По-моему, это независимо от сферы бизнеса. Но всё равно, на какие-то товары спрос упал сильнее.
— Можете привести примеры?
Светлана:
– Я как предприниматель сталкиваюсь со снижением спроса на свою продукцию. Пришлось сократить заработную плату сотрудникам и уменьшить финансовые расходы. На лицах покупателей также видны последствия вмешательства проблем в их уклад жизни. Многие отказываются от трат, например, на деликатесные продукты, ограничиваются основным набором необходимых – мясо птицы, яйцо, молоко. Некоторые сокращают количественно даже и такой продуктовый набор, явно испытывая финансовые трудности, вынужденно экономя.
В итоге ассортимент мы постепенно сокращаем, закупаем то, что гарантированно будет пользоваться спросом.
Вячеслав:
– Так как мы работаем для строительства, а это сезонно, как раз на нашу продукцию спрос и упал. Причём в начале пандемии (вся весна и начало лета) был ещё не сезон, и без того продажи были в упадке. А сейчас спрос не то что начал рост, он выровнялся до прежних показателей и, скажем так, держит баланс. Однако всё равно заметно серьёзное сокращение бюджета покупателей, которым от вируса досталось не меньше, чем бизнесу. Кто-то остался без работы, кому-то сократили зарплату, а кто-то вообще заболел – что страшнее всего. Проблемы есть, но спрос поддерживается, а значит, порядок рано или поздно восстановится.
— А что с ценами? Изменились ли они?
Светлана:
– Нечего скрывать, подорожание имеется, но не критичное. К сожалению, снизилась покупательская способность.
Вячеслав:
– Мы стараемся держать адекватные и по сути рыночные цены на ассортимент.
— А вы увольняли сотрудников за этот период?
Светлана:
– Хотя ситуация, конечно, напряжённая, но до увольнений пока не доходило. Считаю это плюсом.
Вячеслав:
– К сожалению, да, но это не имеет отношения к пандемии.
— Рассчитываете ли вы на какую-либо помощь от государства? И что может сделать для вас местная власть?
Светлана:
– Слышали, что есть программы поддержки малого и среднего бизнеса, но в основном они касаются налоговой сферы, ограничений проверок, отчётности и т. п. На муниципальном уровне вряд ли возможно реально помочь предприятиям финансово. Пока справляемся своими силами.
Вячеслав:
– Я слышал, что помощь обещают, но это скорее касается Москвы и центральных регионов. Сибирь, наверное, не относят к особо пострадавшим экономически. Честно, сильно этим не интересуюсь, некогда отвлекаться.
— Как вы думаете, коронавирус – только головная боль, серьёзная проблема для бизнеса разных категорий, или он может открыть и новые возможности для развития и перспектив?
Светлана:
– По-моему, он больше создал о себе негативный «пиар» (улыбается), и, конечно же, повлёк за собой много проблем не только бизнесу, но и жизни в целом. Насчёт развития дела – не знаю, пока не слышала о примерах, чтобы пандемия дала толчок развитию.
Вячеслав:
– Вирус нанёс ощутимый урон бизнесу, да и вообще жизни людей. Про развитие не знаю, хоть бы справиться с сегодняшними задачами, а дальше разберёмся по ситуации.
Пообщавшись с несколькими местными предпринимателями, уже можно сделать некоторые выводы. Коронавирус серьёзно вмешался в бизнес и вредит ему, упорно проминая почву под только что вставшими или стоявшими на ногах предприятиями. Но, что интересно, многие пусть и испытывают проблемы, но относятся к ситуации спокойно, с надеждой на лучшее. Покупатели оказались также по одну сторону баррикад с бизнесменами. Трудности есть и у них, но вряд ли это подорвёт в них веру в то, что всё рано или поздно улучшится.
Номер телефона горячей линии поддержки предпринимателей:
8-800-600-34-07, https://mbnso.ru/services/