– Могу ли я вернуть в магазин кофточку, которая растянулась на мне после двух часов ношения, и потребовать возврат денег? Кофточку я простирнула по инструкции в соответствии с нормами стирки этой вещи (ткани), чтобы надеть чистую после магазина.
– Да, можете, если обозначенный недостаток одежды возник вследствие нарушения требований по её изготовлению (то есть обусловлен причинами, возникшими до момента передачи товара потребителю), что подтверждается экспертизой товара в случае возникновения спора между сторонами (п. п. 1, 5, 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Ненужный подарок
– У меня имеется подарочный сертификат, могу ли я его вернуть?
– Порядок использования «подарочного сертификата» в качестве средства платежа за товар, фактически удостоверяющего обязанность торговой организации принять его в оплату товара по номиналу наравне с денежными средствами, возможность предъявления потребителем требования о возврате неиспользованной номинальной его стоимости законодательством о защите прав потребителей не урегулированы.
Реализация гарантии
– Существует ли законная гарантия на автозапчасти? Ситуация такая: поменял сцепление на автомобиле. Пробег машины после ремонта – 2000 км. В итоге полетела одна из деталей. Продавец магазина, в котором купил все детали, говорит, что гарантия – 14 дней, и она уже вышла.
– Согласно ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», гарантийный срок на товар устанавливается изготовителем по своему усмотрению, при этом указанный срок продавец обязан довести до сведения потребителя. Если гарантийный срок изготовителем не установлен, то его вправе установить продавец. По истечении гарантийного срока, установленного на товар, потребитель также вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в пределах двух лет со дня передачи товара, при этом бремя доказывания причин недостатков товара лежит на потребителе (ст. 19 Закона).
Если докажете
– В феврале купил зимние ботинки, в марте обул их, но, не успев дойти до работы, понял, что на одном треснула подошва. Первая мысль – нести в магазин и требовать вернуть деньги. Но как быть, если уже прошёл месяц, а магазин давал гарантию 30 дней?
– Гарантийный срок на зимнюю обувь исчисляется с наступления зимнего сезона, который в Новосибирской области установлен с 1 ноября по 31 марта. На основании п. 5 ст. 19 Закона, в случаях, когда гарантийный срок составляет менее двух лет, и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст. 18 Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Подтверждает наличие недостатков в товаре, за которые отвечает продавец, экспертиза.
Интернет – тоже магазина
– В интернет-магазине купила одежду, прислали не мой размер. Хотела бы вернуть деньги, но мне сказали, что это невозможно. Могу ли я куда-то пожаловаться? Сумма-то ушла совсем немаленькая…
– Потребитель вправе вернуть одежду по двум основаниям: согласно п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утверждённых постановлением правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612, – в течение 7 дней или 3 месяцев, если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара; согласно ст.ст. 18, 19 Закона – в течение гарантийного срока на товар либо в пределах 2-х лет, если такой срок истёк или не был установлен. Применение ст. 18 Закона (устанавливающей последствия продажи товара с недостатком) будет являться правомерным, поскольку, товар, не соответствующий договору (условиям о размере одежды, о которых потребитель сообщил продавцу при оформлении заказа), признаётся проданным с недостатком (преамбула Закона).
Еда с антипригарным покрытием
– Такая история: начал использовать купленную кастрюлю с антипригарным покрытием и обнаружил, что оно слазит, попадая в пищу. В магазине заявляют, что возврат невозможен, так как посуда была использована в приготовлении пищи. При этом гарантия на товар ещё не закончилась.
– Заявленное продавцом обоснование отказа в удовлетворении требования потребителя о возврате денег за кастрюлю ненадлежащего качества (по обстоятельствам, описанным потребителем) несостоятельно. Продавец обязан принять товар и провести проверку его качества по обнаруженным покупателем недостаткам. Если результатами такой проверки не подтвердится недостаток товара, за который отвечает продавец (изготовитель), то потребитель вправе предъявить требование о проведении экспертизы товара. Заявленное требование о возврате денег за товар не может быть удовлетворено, если экспертизой будет установлено, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
За качество не отвечаем
– Объявили распродажу вещей, но при этом продавцы в магазине предупреждают, что в случае, если вещь окажется некачественной, обратно товар не принимается.
– Предупреждение продавца, конечно, незаконно. Согласно ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, в перечень обязательной информации о товаре, которая доводится до сведения потребителя, входят сведения об имеющихся в нём недостатках. Продавец должен предупредить покупателя об имеющихся недостатках в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). Потребитель, которому продан товар (в том числе и на распродаже) ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 Закона, в том числе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Верну деньги мгновенно!
– Какая статья (номер) и пункт закона о защите прав потребителей содержит информацию о том, что минимальный гарантийный срок на проданную технику составляет 6 месяцев? Продавец говорит: верну деньги мгновенно, если укажешь номер статьи закона и пункт.
– Законодательством о защите прав потребителей минимальный гарантийный срок на товары (работы) не предусмотрен. Следует иметь в виду, что неустановление гарантийного срока на товар не лишает права потребителя предъявлять продавцу требования в отношении недостатков товара, но при этом потребитель несёт бремя по обеспечению доказательств о наличии недостатков в товаре (п. 6 ст. 18, ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»).