Средняя общеобразовательная школа № 1 отмечает 100 лет
Годом рождения школы считается 1920 год. Тогда было всего 4 класса, школа называлась «опорной», так как сюда приезжали ребята из соседних деревень, желающих учиться было очень много. Днём занимались дети, а по вечерам – взрослые. До 1932 года школа именовалась семилетней фабрично-заводской. В 1935 году стала средней, в 1938-м состоялся первый выпуск десятиклассников – 15 человек.
В трудные годы вой-ны школа жила и продолжала работать. Руководил ею с 1941 по 1945 годы Пётр Никитич Бубнов. В послевоенные годы, до 1949-го, директором был Гавриил Иванович Кижакин. Обучалось уже 720 учеников.
Шло время, менялись ученики, учителя… В разные годы руководили талантливые, опытные директора: В. М. Торопов, И. А. Цивильский, Д. С. Избышев, П. Л. Сай, К. И. Никульников, А. И. Демидов, Л. И. Рожков, Н. Е. Литвинов, А. Н. Плешаков, В. Е. Шмаков, С. В. Бирюков. Каждый из них привносил в работу что-то новое, диктуемое временем, жизнью. И всегда рядом были надёжные помощники – завучи: А. Е. Рожков, М. И. Елизарова, П. А. Кузнецов, М. Т. Чепик, Г. А. Кротов, В. П. Турецкая, А. Н. Корнилова, В. В. Липченко, А. В. Лутова, В. М. Силка, М. П. Жилин, О. С. Белеста, Л. Ф. Кононова, З. Н. Попова, В. А. Трущенко, Л. М. Плинингер.
За годы существования школы аттестаты о среднем образовании получили более 4500 ребят. Одни славили школу, окончив её с золотыми и серебряными медалями, другие – достигнув высот в спорте, науке, технике, третьи – в искусстве.
Нынешнее поколение учеников гордится выпускниками-спортсменами, среди которых Н. Логачёв, А. Масалов, В. Донец, А. Калашников, С. Гаркуша, В. Кумпяк, К. Никулин, М. Мармулев, В. Гапоненко, Е. Ранжаков, С. Ященко, И. Минх, А. Соловьёв, В. Волков, С. Тузов, Е. Гридчина и другие. Многие наши выпускники стали научными работниками, кандидатами наук: В. Алемасов, В. Попов, П. Иванов, Ю. Новиков, Т. Богданчук, В. Касьяненко, П. Марченко. Стали замечательными руководителями ученики, которые много сил и энергии отдавали общественной работе: В. Косоуров, А. Корнилов, Г. Иващенко, Т. Новикова, В. Платонов, Г. Селиванова, А. Корнилов, Л. Матяхина (Слюсарева), Е. Смирнова, А. Шкраба, В. Сивов, Н. Симакова.
На сегодняшний день, несмотря на свой почтенный возраст, школа живёт, творит, не уставая, дарит тепло и добро детям. Здесь слаженно работает добрый, творческий коллектив педагогов, среди которых «Отличник народного просвещения» Л. П. Власова, почётные работники общего образования Л. В. Селезнёва, Т. И. Колмыкова, С. А. Смольникова, почётный работник среднего образования Г. Д. Губанова, почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации Н. Р. Журавлёва, почётный работник образования Новосибирской области Г. Д. Раевская, награждённая знаком отличия министерства просвещения РФ.
Учителя участвуют в различных конкурсах педагогического мастерства. Е. О. Сысоева является лауреатом районного конкурса «Учитель года-2019», И. Н. Карих – победитель районного конкурса «Мой лучший урок-2020». Не отстают и молодые педагоги. А. В. Кавтаев преподаёт детям русский язык и литературу, в 2020 году стал победителем районного конкурса «Педагогический дебют». По итогам 2019 года школа признана лучшей в районе.
Коллективом руководит её выпускница Светлана Алексеевна Смольникова, человек целеустремлённый, творческий, требовательный к себе и окружающим. Педагоги за это время стали одной большой дружной семьёй.
Программа, по которой работает школа, направлена на введение инновационных процессов. Создаются все условия для успешного освоения базового образования без ущерба для здоровья, действует система дополнительного образования, работает логопед, функционирует психологическая служба, помогающая адаптации в современном мире. У ребят есть возможность выбора программ и курсов, что помогает им в дальнейшем выборе профессии. Ежегодно все выпускники успешно проходят независимые проверки – пишут ВПР, НИКО, сдают ЕГЭ, ОГЭ, получают аттестаты об образовании.
Ребята овладевают профессией автомеханика на базе Черепановского политехнического колледжа. Начиная с начальной школы, дети учат иностранные языки, выпускники основной имеют возможность изучать второй иностранный язык. Школа внедряет новые федеральные образовательные стандарты на всех уровнях образования, является районной инновационной площадкой по внедрению технологии образовательных минимумов, повышая тем самым качество образования. Наши ребята принимают участие в предметных олимпиадах, всевозможных региональных, всероссийских, международных конкурсах. Учащиеся свободно пополняют багаж своих знаний посредством интернета, вместе с педагогами занимаются проектной деятельностью.
Не смолкает шум детских голосов и задорный смех не только в течение учебного года, но и летом – ребята с удовольствием посещают детский оздоровительный лагерь дневного пребывания «Маленькая страна», его деятельность не раз отмечена грамотами и благодарностью губернатора Новосибирской области.
Сегодня нам 100! Но разве это возраст? Школа молода детьми, учителями, эмоциями. Мы верим, что впереди у нас ещё много славных побед.
Э. Карабаева,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Слово директору
От юбилея к юбилею
На очередной торжественной линейке 1 сентября вспомнила подобную линейку 1967 года. В тот год новое прекрасное здание приняло своих первых учеников. Их было примерно в 2 раза больше, учились в две смены. Среди первоклассников и я. С огромной благодарностью вспоминаю свою первую учительницу Галину Михайловну Голикову. Она вселила в меня любовь к школе, которая и по сей день в сердце.
О тех годах у меня очень тёплые воспоминания. Нас учили педагоги с большой буквы: Анастасия Никитична Корнилова, Михаил Лукич Миронич, Мария Семёновна Чубарь, Людмила Фёдоровна Кононова, Виталий Вакулович Липченко. Примером для меня всегда являлась любимая учительница математики и классный руководитель Валентина Степановна Майорова. Благодаря встрече с такими замечательными людьми, я и смогла определиться в выборе дальнейшего жизненного пути, я пошла учиться в педагогический институт.
После его окончания педагогическому мастерству училась уже у моих коллег Владимира Ефимовича и Лидии Филипповны Шмаковых, Михаила Тимофеевича Чепика, Михаила Прокопьевича Жилина, Василия Михайловича Силка, Веры Александровны Трущенко, Лидии Михайловны Плинингер, Зои Григорьевны Кондратьевой, Галины Николаевны Журавлёвой, Валентины Ильиничны Хахалиной, Натальи Николаевны Малютиной, Сергея Владимировича Бирюкова, Нины Александровны Мишуровой, Зинаиды Михайловны Королёвой, Ольги Николаевны Одеговой и горда тем, что имела счастье работать вместе с такими профессионалами!
Нынешние педагоги также беззаветно верны своему профессиональному долгу и любимой школе, все решения принимают, исходя из интересов детей, действительно заинтересованы в результатах своего труда, в успехах своих учеников. Нет такого дела, с которым бы не справился замечательный коллектив. За это от души благодарю педагогов, технический персонал, наших учеников и их родителей.
С. А. Смольникова,
директор.
Традиции
Школьные традиции, основанные ещё первым учительским коллективом, повторяются, но непременно обновляются через новые формы. И это прекрасно, что школа, взрослея, не стареет.
Каждый год отмечаются День Победы, День знаний, День здоровья, День матери, Новый год, последний звонок и другие праздники, проводится школьная научно-практическая конференция. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. В рамках дней воинской славы для ребят организуются встречи с ветеранами труда, детьми войны, воинами-интернационалистами. А смотр строя и песни учащиеся любят и ждут с большим нетерпением. 9 Мая ученики, учителя и родители принимают участие в Бессмертном полку, возлагают цветы у монумента Славы. Воспитанники военно-патриотического клуба «Пересвет» под руководством В. М. Шадрина на протяжении многих лет участвуют в Вахте Памяти. В последние годы мы возродили традицию советской школы – сбор макулатуры. В 2020 году наша школа вошла в десятку лучших в области – участниц областного экологического проекта «Разделяй и сохраняй».
Осуществляется общероссийская программа «Доступная среда», цель которой – сделать здание школы доступным для детей с ограниченными физическими возможностями. Для этого сделано новое крыльцо с удобными пандусами, комната психологической разгрузки.
Эти стены будут неумолимо отсчитывать время: 100, 105, 110, 115 лет, а школа всё равно будет оставаться молодой, потому что каждое утро наполняется новыми звонкими голосами.
М. Чикунова,
педагог-организатор.
Память хранит
Множество дверей. Одна из них – музей
Музей всегда ассоциируется с тишиной и неспешностью, но на самом деле работа здесь не прекращается. И кипит уже не один десяток лет. Основателем и первым его хранителем была Н. Н. Горлушко. Под её руководством собран богатый фонд документов, касающийся истории школы. В настоящее время хранитель музея – Л. В. Устюжанина.
По своему профилю наш музей является краеведческим. Он воссоздаёт страницы истории, рассказывает о жизни учителей, выпускников. Вместе с руководителем ребятам удалось собрать много воспоминаний участников исторических событий, реликвий, фотографий, газет.
В музее представлено несколько экспозиций, центральное место среди них занимает доска Почёта, посвящённая учителям-участникам войны. Есть стенды с фотографиями директоров, выпускников- медалистов, а также педагогов разных лет. Представлены материалы, отображающие деятельность пионерской и комсомольской организаций, развитие спорта и туризма.
Школа живёт и развивается, уверенно идёт в будущее. Но у неё есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является предметом гордости и восхищения.
З. Гамова,
учитель русского языка
и литературы.
После уроков
Здесь и летом хорошо
Школа – это целая Вселенная. Уроки, праздники, выставки, конкурсы, поездки и самое любимое времяпрепровождение – летний лагерь.
Ежегодно учащиеся проводят незабываемые три недели в атмосфере радости, приключений и дружбы. Наш лагерь «Маленькая страна» воспитывает детей наравственно и физически не в скучной, назидательной форме, а в сюжетно-ролевой игре. 350 мальчишек и девчонок превращаются то в сыщиков, то в пиратов. А создают эту атмосферу опытные педагоги и их помощники-вожатые. И так приятно читать отзывы родителей о том, как хорошо в школе детям даже летом! «Атмосфера в лагере всегда доброжелательная, дела продуманы и интересны, педагоги работают с душой. Это видно по тому, как дети с удовольствием бегут в лагерь. Явка всегда стопроцентная. Большое спасибо за моего счастливого ребёнка», – написала мама одного из учеников 6 класса. «Лагерь дневного пребывания при нашей школе – это место, в котором всегда царит атмосфера доброты и радости. Дети учатся преодолевать различные трудности, соревноваться, участвуют в интересных интеллектуальных и физических играх», – написала мама ученицы 4 класса.
Это ли не счастье – знать, что твой каждодневный труд приносит радость, что встречи с нами всегда ждут, что ты не только учитель, но и старший товарищ?
Н. Журавлёва,
учитель начальных классов.
Время юных
Да это же самоуправство!
В этот юбилейный год в День учителя мы взяли всё в свои руки – решили провести День самоуправления.
Весь учебный процесс был тщательно продуман и хорошо организован «дублёрами». Мы заменили учителей на уроках. Работа учителя – это нелёгкий труд, и теперь мы прекрасно это поняли. Хвалить детей и ставить им положительные отметки понравилось абсолютно всем, ведь в ответ получаешь не только улыбку, но и заряд положительных эмоций.
Многие из нас всерьёз задумались о выборе профессии педагога, и кто знает, может быть когда-нибудь мы и придём работать в свою любимую школу и встретим ещё не один славный юбилей.
Ученики 11 класса.
Хочу сказать!
Не жалею ни о чём
Однажды мне задали простой вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Свой ответ помню, как сейчас: «Милиционером! Как дядя Стёпа!». В более сознательном возрасте, научившись анализировать себя как личность, понял, что не создан для военной службы. Но вместе с тем по-прежнему пытался увидеть себя в профессиях, главной целью которых является альтруизм.
Половину своего детства я провёл в школе. Именно поэтому вторым ярким образом, повлиявшим на мой выбор профессии, стала именно мама – Людмила Георгиевна Кавтаева. Меня увлекало то, как она не только учила детей новым знаниям, но и пыталась вложить в них моральные истины, участвовала в их воспитании, жила вместе с ними. Она и сейчас работает в специальной (коррекционной) школе-интернате.
Третьим фактором стал прекрасный педагогический коллектив школы № 1, где я учился, который дал ясно понять, что учитель – это человек, который действительно сеет доброе вечное, помогает, верит, надеется и ничего не просит взамен. Большую роль в создании этого высокого образа сыграли мои классные руководители – Татьяна Ивановна Колмыкова и Людмила Витальевна Устюжанина. Учителя русского языка и литературы Эллина Михайловна Карабаева и Ирина Геннадьевна Петрухина развили во мне любовь к предмету, стали настоящим профессиональным ориентиром. За что им всегда буду благодарен.
Я понял, что педагогика – именно то, что искал. В жизни. В себе. И ни разу ещё не пожалел о том, что свой путь в профессии начал именно здесь.
А. Кавтаев,
учитель русского языка и литературы.