0

Театральный лёгкий жар

7 февраля в календаре необычных и неофициальных праздников отмечен Днём балета, а следующий – 8, носит «титул» Дня оперы.

В Новосибирске (между прочим) расположился самый большой в России театр оперы и балета, нынче именуемый НОВАТом. И вокруг вряд ли найдёшь человека, который хоть раз не побывал бы в его величественных залах и не видел происходящего здесь.

У черепановцев, между тем, есть в НОВАТе свой человек. Наталья Рахманова родилась, выросла в Черепаново. Окончила третью городскую школу. В нашем городе по-прежнему живут её мама и брат, к которым приезжает в гости. Не так часто, как хотелось бы, признаётся. Потому что она – художник по профессии, «театральная душа» – по призванию, три года служит в «сибирском Колизее» капельдинером: вечера заняты. А именно с этого человека, по сути, и начинается любой театр!

Накануне пусть и неофициальных, но точно – необычных праздников, которые отмечают и тут, Наталья Рахманова делится своими наблюдениями об опере и балете. Почему считает НОВАТ живым? Где в нём самое страшное место? Какие они, балерины и оперные певцы на самом деле? Впрочем, обо всём по порядку…

 

Здравствуйте, я ваша сказка!

Сегодня в НОВАТе 19 капельдинеров. Их серую униформу с бейджиками, на которых обозначены имена, лица, прикрытые защитными экранами (принято в период пандемии), зритель встречает у входа, после без труда находит на каждом этаже, у залов. Эти улыбчивые люди любезно проводят вас на место, обозначенное в билете, предложат программу сегодняшней постановки и помогут решить любой, касающийся театральной темы, вопрос. А они возникают разные. От понятного: «Куда мне идти, и как долго продлится представление?», до неожиданных. Например: «Сколько лампочек в люстре большого зала?».

Попасть на эту работу непросто. С каждым претендентом перед началом очередного театрального сезона руководство проводит индивидуальное собеседование. Главным становится вопрос: почему вы хотите работать в нашем театре? Только искренний интерес к сцене, знание её законов становятся проводниками к профессии. Конечно, учитывают внешние данные, умение вести разговор, степень обаяния. Желательно и элементарное знание дополнительного языка – английского. В «сибирском Колизее» очень часто бывают иностранцы.

Поэтому случайные люди среди капельдинеров – редкость. Абсолютное большинство из них – выходцы из творческой среды или студенты профильных учебных заведений. Главная их задача – создать зрителю соответствующее настроение. Он попал в сказочный мир! Здесь его ждёт масса новых впечатлений.

 

Театр – живой, подсветка – миллионная, в кордебалете – американцы

Наталья Рахманова убеждена: этот театр – живой! Ещё и поэтому носит неофициальное звание «театр Победы». Его строили, когда русская земля горела Великой Отечественной войной. А первую постановку – оперу «Иван Сусанин» – показали в мае 1945-го. Большинству современных людей просто непонятно, как их предшественники в столь суровое время смогли справиться с такой громадной задачей, как создание Новосибирского оперного театра, махиной которого люди восхищаются по сей день?!

Она констатирует: «Сегодня НОВАТ – лучший театр России после Москвы и Санкт-Петербурга не только по масштабам и архитектурной красоте здания. Наше внутреннее оснащение неизменно восхищает даже самых именитых оперных певцов и танцоров балета. А какой здесь бутафорский цех! Для того чтобы создать убранство сцены к очередной постановке, специалисты работают в зале величиною в несколько этажей! Каждая мелочь здесь пытается предусмотреть желания и нужды людей».

А внешняя подсветка? На неё в прошлом году истрачены десятки миллионов. Теперь НОВАТ умеет сиять всеми цветами радуги. Заиграла каждая из его многочисленных колонн, портиков, балконов. Не всем наблюдающим это буйство красок (оно меняется в зависимости от ситуации) такой «ребрендинг» пришёлся по душе, его необходимость вызывает много споров. Но одно бесспорно – театр заиграл новыми гранями. Привлекает к себе взоры и сердца.

Наталья Рахматова с народным артистом России Николаем Цискаридзе

 

Здесь немало собственных звёзд, почитаемых зрителями. С большим желанием выступать на огромную новосибирскую сцену приезжают именитые артисты из других театров. А в кордебалете сегодня огромное количество американцев. Для них престижно учиться русскому балету именно на его родной земле. Даже когда русского не знаешь, а общаешься в основном жестами.

Наташа признаётся: «Когда меня только приняли на службу, по театру ходила исключительно тем маршрутом, который показали. Боялась заблудиться в его многочисленных коридорах и залах. Теперь то, что нужно, знаю. Как знаю и то, что самое страшное место здесь – сцена. Она мистически принимает не всех актёров. У тех, кого отвергает, периодически происходят разные малообъяснимые неприятности.

Один наш сотрудник по долгу службы оставался в НОВАТе ночью, проходил по нему в темноте. Так вот, после он признался, что самое пугающее – пройти чёрную, не освещённую софитами сцену. Тебя преследует чувство, что кто-то неведомый смотрит вслед. Вижу, что большинство наших актёров – верующие люди. Они обязательно крестятся за кулисами».

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*