Как наставники помогают детям-сиротам не разочароваться в жизни
Представьте себе жизнь подростка в детском доме: из взрослых рядом только воспитатели, из ровесников – «товарищи по несчастью», им тоже тяжело доверять людям после того, как оставили самые близкие. У кого попросить совета? С кем делиться самым важным? К кому пойти со своими вопросами?
«После детского дома многие загибаются – не умеют жить в обществе, контактировать с людьми, – говорит Юра, бывший воспитанник детского дома. – Мне больше нравилось разговаривать с воспитателями, директором, а не со своими ровесниками. Нужен был взрослый человек, с которым можно пообщаться».
В раннем детстве Юра попал в дом малютки, затем четыре раза в приют, а после вместе с шестью родными братьями и сёстрами его забрал детский дом. «Маму не видел давно, она без вести пропавшая. Наверняка живая, но со мной не пыталась связаться. Да это и к лучшему. Не знаю, во что бы я превратился, оставшись с ней жить. Может быть, давно в тюрьме сидел, а то и хуже. Я всегда к знаниям стремился. И Лена мне на многое открыла глаза», – делится Юра.
Лена – наставница Юры. Они познакомились шесть лет назад и сразу поняли, что они – на одной волне.
«Я хорошо помню день первой встречи, – рассказывает Лена. – В кабинет зашёл Юрка, высокий для своих лет, попивал кофе и делал вид, что не волнуется. А руки дрожали. Мы тогда сразу договорились, что в следующий раз будем блины печь. Я сковородку принесла, фартук. Очень по-домашнему вышло. Блины нашу дружбу и скрепили».
Проект «Наставничество» был запущен благотворительным фондом «Солнечный город» в 2015 году. Он стартовал в детских домах Новосибирска, а в этом году проект начал работать в Тогучинском и Дорогинском детских домах.
Суть его в том, что взрослый волонтёр становится наставником подростку из детского дома, встречается с ним раз в неделю, общается не на контрольные темы (поведение и учёба), помогает подготовиться к жизни после выпуска из учреждения.
Наставники не только делятся своим жизненным опытом с подопечными, но и обучают простым повседневным делам. Берут с собой в магазин, учат готовить и передвигаться по городу, знакомят с семьёй и показывают, как устроен их быт.
«Я увидел, как живёт Лена, как в её семье всё устроено. Понял, что сам хочу от будущего. Сейчас учусь на техника, а когда окончу колледж, пойду в армию. Если честно, летом хотел бросить колледж – надоело учиться. А Ленка мне посоветовала не рубить сплеча. Я послушал, сделал свой выбор. Если мне нужен совет про учёбу, отношения, то спрошу у Лены», – делится Юра.
Лена признаётся: «Наставник – это тот человек, который готов выделять своё время и силы на того, кому это очень важно. Не за деньги или зарплату, ведь мы волонтёры. Я точно знаю, что каждому ребёнку нужен человек из взрослого непонятного мира, который расскажет, как жить после выпуска из детского дома. Например, я делюсь своими историями из жизни, рассказываю и про те моменты, где я оступалась. Мне не стыдно. Ведь Юре это помогает делать выводы и принимать собственное решение. У нас доверительные отношения, и нет тем, которые мы не обсуждали».
Прямо сейчас фонд «Солнечный город» ищет наставников для ребят из Дорогинского детского дома – около 20 девчонок и мальчишек с нетерпением ждут своего старшего друга.
Стать наставником просто. Сделайте первый шаг – заполните заявку на https://nastavnichestvo.org/
Подробная информация по телефону 913-000-25-22.