Ждала ли она чего-то от путешествия в Сибирь? Кто знает… Две недели в суровых условиях десятилетняя девочка ехала в неизвестный край из Поволжья. В запасе были сухари и сало. На дворе – 1941 год, началась Великая Отечественная война. Позади осталось родное село, где все жившие были немцами по национальности. Их расселили по стране, едва прогремели первые залпы, как неблагона-дёжных. Вдруг станут сочувствующими врагу?
Где-то там осталось детство. Но рядом с Соней были родители, сёстры. Она не боялась. Это стало главной чертой характера – не бояться, уметь всё преодолеть. Чтобы не только жить дальше, обязательно – приносить пользу тем, кто рядом.
В село Зимовьё Черепановского района тогда приехало много русских немцев. Встретили их настороженно, недоверчиво. «Всякое было!», – машет рукой на дела давно минувших дней Софья Давыдовна Краус. Сегодня ей 90: может себе позволить смотреть на время чуточку свысока.
Определили на постой к одинокой бабушке. И сразу же начались трудовые будни. Семья влилась в местный колхоз. Соне отвели заботу пасти тёлочек. Потом она была няней у младшей сестрёнки, которая родилась. Мыла пол в конторе. До школы так и не добралась, отчего ни читать, ни писать не умеет. Смущается: неудобно было после войны ей, 15-летней, садиться за парту с первоклашками. Тогда от души наелась «деликатесов» фронтового тыла – драников и картошки в мундире, которые до сих пор не любит. Даже говорит по-прежнему с лёгким акцентом, выдающим сибирскую иностранку.
Замуж Софья Давыдовна вышла за своего – русского немца. В их семье, как и во многих подобных, родители просили повзрослевших детей по возможности соблюдать чистоту крови. Была в том большая жизненная мудрость – у молодых одинаковый уклад жизни, культура, знакомые стремления и традиционные нравственные национальные идеалы.
А ей и не пришлось себя неволить! С будущим мужем были знакомы с детства, росли рядом, тоже переселенец с Поволжья. Даже на старинной фотографии, сделанной ещё там, стоят друг за дружкой. Так и прошли через 57 лет семейной жизни – рядом. Её Андрей Андреевич души в своей фрау Соне не чаял. Куда бы ни шёл, чем бы ни занимался – только вместе. Пятерых ребят завели. Четверых родила дома. Только пятую – в роддоме райцентра. Успевали содержать дом, скотину в идеальном порядке. А на службе трудились ещё ответственнее. Андрей Андреевич был знатным колхозным конюхом. Софья Давыдовна двадцать лет в хозяйстве – передовой дояркой. Честно говоря, и сегодня больше всего гордится не званием «Мать-героиня», которое получила от государства официально, а тем, что имеет «титул» ветерана труда. Оценила, значит, Сибирь её старания.
В Германию Краусы и не подумали уехать, когда открылись границы, историческая земля стала приглашать русских немцев. Не захотели. Да и слово старшего в роду – отца Софьи Давыдовны – стало решающим. Он как отрезал однажды: «Нечего там делать! Помните: наша родина – в Сибири!». В её земле, прожив 96 лет, и упокоился.
Софье Давыдовне Краус – 90. Теперь живёт в Черепаново, у дочки. Многое повидала и пережила улыбчивая, жизнерадостная женщина. Ушёл в мир иной любимый супруг. Пришлось прощаться с детьми, внуком. Но баба Соня не теряет таланта восхищаться каждым новым днём, любоваться его красотами и своими родными, которые всегда в сердце. 11 внуков, 14 правнуков подарила ей судьба. Каждый – наособицу. Обо всех знает, всем стремится помочь неугомонная женщина, у которой истинный возраст только в паспорте и значится.
О себе тоже не забывает. Теперь живёт по «городскому» расписанию, которое стало по душе. Встаёт рано, старается помочь дочери с внуком по хозяйству. Частенько обед или ужин в их уютной квартире – бабушкиных рук дело. Обязательно гуляет по давненько выбранным маршрутам черепановских улиц. Свои, зимовские, которые здесь частые гости, Софью Давыдовну узнают и радуются, как родной. Шутка ли, 62 года там прожила?!
Пока в полную силу работал в Черепаново русско-немецкий центр, фрау Соня была здесь одним из самых активных людей. Пела, плясала, рассказывала о немецких традициях и обычаях. Как принято жить? Какие песни петь? Что предпочтительнее готовить в тех или иных обстоятельствах? Сама-то она любит возиться с тестом, печь булочки и печенье. Обожает капусту с мяском, которую, конечно, зовёт бигусом. Особенно, вспоминает, удавалось традиционное немецкое блюдо раньше, в Зимовье. Когда гудел двор Краусов своей птицей. Всё это поведать в силах и на немецком, который знает отлично.
Не бояться, а только верить в хорошее – этим редким человеческим талантом Софья Давыдовна владеет с самого детства. Даже родные порой изумлённо качают головами: несгибаемая оптимистка, она всегда убеждена, что всё сложится! Фрау Соня лукаво прищуривает глаза, говорит: «В церковь-то я не ходила – не было рядом церквей, но знаю, когда выхожу за порог дома: впереди меня – Бог! Разве можно с ним в чём-то сомневаться?».
В ТЕМУ
Откуда в России немцы?
Поволжские (волжские) немцы – один из народов, сформировавшийся в России к началу XX века из потомков переселенцев преимущественно из германских государств, расселённых на основании манифестов Екатерины II в Нижнем Поволжье в 1760-е годы и проживавших там вплоть до 1941 года.
После Октябрьской революции 1917 года получили территориальную автономию – АССР немцев Поволжья. В 1941 году были депортированы в Сибирь, Казахстан и Азербайджан. Депортация немцев привела к упадку национального языка и культуры, к ускоренной ассимиляции с остальным населением СССР. Последствия депортации стали причиной возникновения переселенческого движения в Германию, которое особенно усилилось в 1990-е годы.
В настоящий момент люди с этническими корнями из поволжских немцев проживают в основном на территории России, Германии, Казахстана, США, Канады и Аргентины.
Фото автора; из личного архива семьи Краус.