Начало второго летнего месяца ознаменует ещё одна дата в праздничном календаре России. 3 июля свой профессиональный день отметят сотрудники ГИБДД.
У многих из нас неоднозначное отношение к гаишникам. Зачастую поругиваем заочно, особенно когда вдалеке на дороге замелькает жёлтая жилетка в фуражке с полосатой палочкой в руке. Ну а если взмахнёт ею инспектор, так и вовсе всё внутри кипит: «почему меня, зачем привязался, сейчас докопается». Но, положа руку на сердце, понимаем: ничто так не дисциплинирует водителя, как впереди стоящий инспектор ГАИ. Сразу смотришь, сколько там отбивает стрелка на спидометре, надо ли лезть через «сплошную», чтобы обогнать медленный грузовик, и одномоментно забываешь про телефон, выпуская его из рук, и сразу вспоминаешь, что нужно пристегнуться ремнём безопасности. Да что там, стоящий на посту инспектор враз пробуждает в нас дремлющий порой инстинткт самосохранения!
И эти инспекторы живут среди нас. Для многих хорошо знакомы с детства, потому что росли в одном дворе, на одной улице.
Постепенно и в ГИБДД обновляется штат сотрудников. На место ушедших на заслуженный отдых приходят молодые. Среди черепановских «гаишников» в добром смысле слова «динозавром» можно назвать Павла Владимировича Колесниченко. Он работает в ГИБДД почти двадцать лет. Один из самых опытных районных инспекторов. На эту работу он пришёл в 2001 году. До этого времени никогда и не думал, что будет работать в полиции, следить за порядком на дорогах и улицах.
После окончания третьей школы поступил в престижный по тем временам, да и сегодня один из самых интересных вузов – Сибирский государственный университет путей сообщения. Специальность так или иначе была связана с дорогами, он получил специальность инженера автомобильных дорог, но вот конкретная работа, задачи и цели – совсем другие.
– Предмет «Безопасность дорожного движения» в институте вёл преподаватель из ГИБДД, – вспоминает Павел Владимирович. – Он-то на своих занятиях и предлагал нам идти в будущем работать в ГАИ. Поначалу и не придавал этому значения, но чем ближе к окончанию учёбы, всё чаще задумывался идти служить в полицию. Тем более что в институте существовала военная кафедра, и выпускался уже офицером в звании лейтенанта.
Впрочем, в роду у Павла был опыт службы в милиции. Прадед Филипп Исаакович Колесниченко до Великой Отечественной войны работал милиционером. На фронт его призвали вместе с другими служителями правопорядка. Только так вышло, ято после войны он сильно изменил взгляды на жизнь и, вернувшись, ушёл из милиции и стал работать простым сапожником…
Что нужно для молодого парня? Всё же юношеская романтика влекла к чему-то неизведанному, а тогда именно романтикой казалась бесконечная российская дорога. Тогда и не думалось, что трасса – это непростой, изматывающий, а подчас и опасный труд. Но, выпустившись из высшего учебного заведения, Павел решил попробовать.
– Мы работаем не с целью наказывать, а скорее, чтобы убедить людей вести себя на дорогах культурнее, аккуратнее и непременно по правилам, – рассуждает Павел Колесниченко. – За двадцать лет не изменился характер нарушений, просто их в разы стало больше, так как и машин на дорогах увеличилось. Заступаешь на смену в сезон и наблюдаешь, как по трассе нескончаемым потоком, и днём, и ночью люди едут отдохнуть в Горный Алтай. Стараются обогнать, вылезть на встречную. Опыт вождения и понимание каких-то жизненных првил приходят с годами. А пока молодой – нужна машина помощней, скорость побольше, а уважения на дороге поменьше.
Когда в ГИБДД приходит молодёжь, всегда в помощь определяют опытного сотрудника, который и даёт элементарные познания в профессии, учит, как работать на дороге, на что обращать внимание – словом, делится всеми тонкостями профессии. Обучать молодого сотрудника Павла Колесниченко с 2001 первого года досталось Юрию Васильцову. И даже уже находясь на заслуженном отдыхе, они поддерживают дружеские отношения.
– Хочется поздравить всех ветеранов и действующих сотрудников с профессиональным праздником, – тепло отзывается о коллегах Павел Владимирович. – У нас в ГАИ всегда старались дружить, помогать друг другу.
Сегодня у капитана Колесниченко есть возможность сравнить, какой была и какой стала Госавтоинспекция. Когда пришёл на службу, многого из современных технологий ещё и в помине не существовало.
– Всё, как в фильмах: у бандитов – хорошие машины, всякие навороченные штучки, а у сотрудников ГАИ – всё древнее, – с улыбкой говорит он. – Патрульные машины – словно из прошлого века, того и гляди развалятся на ходу. На них не то, чтобы гоняться за преступниками – ездить опасно. Тяжело было в патрулях в отдалённых сёлах. Связи никакой: соединиться по рации – нет сигнала, а о мобильных телефонах тогда только слышали. Сегодня всё совсем иначе. Патрульные машины современные, с комфортом. Всегда на связи, чтобы при необходимости вызвать подмогу.
На службе в районной ГАИ ему пришлось и побывать в длительной командировке. В самой настоящей горячей точке. В 2010 году он отправился на Северный Кавказ. Там тоже по профилю работал – следил за порядком на дорогах, только с одной поправкой: там, где был прикомандирован, ещё действовал режим контртеррористической операции. А какой неспокойный бывает Кавказ, мы хорошо знаем.
В своём жизненном графике Павел старается найти время для всего. Понятное дело, основную его часть всегда занимает работа. А сейчас – временно, правда – всё внимание семье и дому. Это тот редкий случай, когда Павел не торопится на службу, а спокойно занимается домашними делами. Очередной отпуск приносит много положительных эмоций. С семьёй запланировали отдохнуть – съездить в Яровое. Да и на участке дел – непочатый край. Частный дом всегда требует внимания хозяина.
– Я даже сварку освоил, – улыбается. – Купил сварочный аппарат, никого не ищу, если нужно какую-то железяку приварить. Понятное дело, что не на профессиональном уровне. Но ведь сам, без помощи осваивал.
Несколько лет назад основательно взялся за детскую мечту, которая сегодня переросла в крепкое увлечение – хоккей. Ещё в детстве хотел играть, ему даже коньки привезли из Новосибирска. Вся сложность в том, что негде было играть. В городе в то время только одна хоккейная коробка в центре, за педагогическим училищем. Добираться было далековато, а потому мечта о профессиональном спорте так и осталась мечтой. Где-то пять лет назад Павел Владимирович всерьёз решил играть на льду – так, для души. Зимой и в Черепаново есть возможность погонять шайбу, а летом едут в спортивный комплекс Искитима, где тренируются в свободное время с товарищами по игре.
Отпуск скоро закончится, и Павел Владимирович Колесниченко вновь облачится в форму сотрудника ГИБДД и отправится на свой пост, чтобы следить за порядком автомобильного движения, помогать нам осознать, как ценна жизнь. А чтобы не потерять её бездарно, нужно лишь одно – вести себя на дороге по-человечески.