Счастливого пути!

1 августа — День железнодорожника

Слева направо (нижний ряд): Ольга Владимировна Перимикина, станционный рабочий, Наталья Александровна Буйнова, билетный кассир, Дарья Александровна Толкунова, дежурный помощник начальника вокзала, Василий Викторович Лунин, начальник железнодорожной станции; (верхний ряд): Олег Сергеевич Гридин, заместитель начальника станции, Марина Викторовна Штокерт, приёмосдатчик груза и багажа, Марина Николаевна Фролова, дежурный помощник начальника вокзала, Андрей Вячеславович Маслов, исполняющий обязанности начальника пункта технического осмотра

В первое воскресенье августа традиционно мы будем поздравлять родственников, друзей и знакомых, работающих на железной дороге. Электричками и поездами пользуются многие из нас, для кого-то это и вовсе повседневный способ передвижения, и мы всегда уверены, что благополучно доберёмся до пункта назначения, что никаких аварий в пути не случится. Так кто же отвечает за то, чтобы я добрался из точки А в точку Б живым, невредимым, да ещё и вовремя? Пообщавшись с сотрудниками железнодорожной станции Черепаново, прихожу к удивительным выводам.

 

 

Василий Викторович Лунин

Николай Валерьевич Орищук, дежурный по железнодорожной станции Черепаново

Андрей Алексеевич Малюгин, осмотрщик-ремонтник вагонов. Вся семья работает в РЖД

Для большинства из нас РЖД – это здание вокзала, громкие объявления о прибывающих и убывающих электричках и поездах, сразу бросающиеся в глаза работяги в оранжевой форме, всё время чем-то занятые на путях. На самом деле это, конечно, лишь часть общей картины. За пределами поля зрения остаётся ещё множество предприятий, и в результате – слаженная, работающая по часам и как часы система. В этой системе нет элементов, которые были бы важнее других, важен каждый участник процесса. Например, есть составители поездов, которые выполняют маневровые работы – подготовку составов поездов к отправлению. Есть штат монтёров путей – работники, которые непосредственно обслуживают путь. Не сможет исправный поезд проехать по повреждённому пути, равно как и идеально обслуженный путь никак не «спасёт» состав, если тот непригоден к эксплуатации. Движенцы, вагонники, контактники, мостостроительная организация… Взаимодействие этих структур обеспечивает непрерывное движение составов. И это не значит, что важна деятельность только тех, кто работает с «железом»: внушительная часть процесса зависит, например, от дежурного по станции – это такой человек, который в одиночку отвечает за все передвижения по путям. Если на станции ведутся какие-то работы, он должен держать в голове: здесь у меня работают люди. Где-то нужно предупредить их о проходящем составе, где-то – спланировать их работу. Ещё дальше от «железа» – отдел приёмосдачи груза и багажа. Здесь решаются финансовые вопросы, происходит обработка первичной документации, работа с клиентами.

«Прелесть моей профессии в том, что это очень интересно, – отзывается о своей работе приёмосдатчик груза и багажа Марина Викторовна Штокерт. – Каждый день происходит что-то новое». Действительно: зачастую, чтобы дозвониться до клиента, нужно «пройти через восемь-десять рукопожатий», пообщаться с внушительным количеством людей – при таком потоке информации ни один последующий рабочий день не будет похож на предыдущий. По словам Марины Викторовны, в этом состоит понятная сложность работы (ведь бывают и такие дни, когда просто некогда оторваться от рабочего места), но в то же время именно это вызывает и неподдельный интерес.

Впрочем, работа требует не только глобальной слаженности, но и простого товарищества в повседневной деятельности. Задача, которую один человек выполнить не в силах, оказывается выполнимой коллективно. Взять, к примеру, тех же монтёров путей: рельсы, которые весят больше тонны, они переносят и переставляют вручную.

А когда-то было ещё тяжелее: при отсутствии современных технологий всю информацию, необходимую для организованной, слаженной работы, держали в голове или, максимум, на бумаге. А ведь объём информации не был меньше, система не была проще. Сегодня есть диспетчер, который на мониторе видит все данные о местонахождении составов, положении стрелок и т. д. Основное устройство, с которым он работает, – пульт управления, через который производится дистанционное управление стрелками и сигналами, полностью подготавливается маршрут движения поезда. Есть связь с другими станциями, средства коммуникации.

Надёжности автоматических средств, упростивших работу, конечно, уделяется большое внимание: регулярно производится техобслуживание, а по истечении максимально допустимого срока эксплуатации – замена всех средств, даже если они ещё сохраняют работоспособность, во избежание рисков и предотвращения аварий.

И стоит ли говорить, что такая работа опасна не только для пассажиров, но и для многих сотрудников. Взять, к примеру, энергетиков: люди работают под опасным напряжением и не боятся выполнять свои обязанности. Даже элементарная переноска тяжестей вовсе не так уж элементарна, как кажется со стороны. Разумеется, в работе случаются и ситуации, требующие принятия оперативного решения, но работники к этому готовы.

А деятельность начальника станции – это координация работы абсолютно всех элементов системы. Приходится постоянно взаимодействовать с руководителями всех предприятий. Даже при официально установленном восьмичасовом рабочем дне у руководителя всё равно не бывает выходных, приходится постоянно быть на связи. Из меня буквально вырывается вопрос: как же это так – не перегреться на месте от одного осознания таких объёмов? «На железной дороге у нас работают люди, которые и не с таким объёмом работы могут справляться, – отвечает мне Василий Викторович Лунин, начальник железнодорожной станции Черепаново. – Это уже, наверно, в крови железнодорожников, которые со стажем».

Так кому же мы всё-таки  обязаны за безопасные путешествия, за своё здоровье и, в конце концов, своё время? Что ж, загибайте пальцы: машинист поезда – тот, кто буквально «держит состав в руках»; дежурный по каждой станции, отвечающий за передвижение в её пределах составов; начальник каждой станции; поездной диспетчер, проводящий поезд по участку; бесчисленные рабочие, названные здесь и неназванные, все существующие должности и не перечислить.

Но труд должен вознаграждаться. В компании принято индексировать заработную плату в соответствии с инфляцией. Есть различные виды премирования, в том числе каждый имеет возможность получить вознаграждение за различную инновационную деятельность. У людей, отвечающих за безопасность движения, есть право на ежегодные выплаты за безаварийную работу. Всё это, безусловно, лучшая материальная награда, соразмерная вложенным усилиям, затраченному времени и качеству работы сотрудников. Но стоит задуматься о награде и нематериальной, хотя бы об элементарной благодарности. Извечное «счастливого пути!», доносящееся вслед пассажирам очередного стартующего состава, как-то само собой подталкивает к ответу: счастливого и вам!

Фото автора.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: