Счастья тому, кто в этом дому!

Переулок Пионерский, он же — «улица Беликов»

Лучше одного построенного дома может быть только целая улица

Сегодня представители этой большой семьи живут в разных уголках посёлка Пушной. Шутка ли, семерых детей вырастили родители! И куда только ни бросала их взрослая жизнь – в другие области, города, республики! Достигнув зрелости, большинство вернулись к своей малой родине. Здесь же обосновались их повзрослевшие дети, внуки, племянники.

Нередко едущие к ним в гости в зверосовхоз, как его называют в просторечии, также просто спрашивают прохожих: «Где здесь улица Беликов?». Таких путников обычно направляют на окраину, туда, где высятся новые дома, в которых почти сплошь живут люди с фамилией Белик.

К созданию каждого из этих добротных строений приложил свои руки представитель старшего поколения рода, строитель по призванию Михаил Васильевич Белик. Выдавались годы, когда три усадьбы одновременно возводил энергичный, неугомонный мужчина. Будущих хозяев, своих родных, в минуты неизбежных сомнений и тревог вдохновлял бодрым: «Сможем!». И первый брался за строительное дело. Оттого, по сути, совсем не важно, что официально «улица Беликов» в Пушном носит название переулок Пионерский.

 

Ирина Михайловна Белик — не только медик: она проектирует и строит

Каждый из семьи чем-то славен. Полицейский Сергей Михайлович Белик спас из пожара пенсионеров

Михаил Васильевич Белик — созидатель по призванию

Чьего ты роду-племени?

Очень часто ответ на загадку конкретного человеческого характера кроется в биографиях его предков. Михаил Васильевич неутомим. Энергичный, несгибаемый, обаятельный. Сегодня вместе с одной из дочерей они достраивают дом для неё. Всё уже готово. Даже гараж. Ждёт сбора урожая огород на участке. Вокруг благоухают цветы. Особняк упирается окнами в недалёкий лес – пока тут завершается «улица Беликов». Все работы по созданию жилища отец, пенсионер, которому слегка за семьдесят, и дочь – молодая женщина, медицинская сестра Черепановской ЦРБ, делают исключительно своими руками. Когда требовалась помощь, привлекали родню. И справились. Такого красавца сваяли!

Достигать задуманного – у Беликов в крови. Знают: трудности на этом пути неизбежны. Никто же не обещал, что будет легко! Предки белорусы пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Да так и остались в суровом вольном краю, где простора и земли хватает на всех. Строили остроги – сооружения, отмечающие границы имперских владений, символизировавшие власть. С острогов начиналась официальная история освоения Сибири.

Знает обозримую родословную Михаил Васильевич. Прадед обосновался в окрестностях современного села Шурыгино. Крепким хозяйством отличался род – кони, коровы, птичья мелочь, обработанные поля, хорошие дома. Народа в семье было много, дел всем хватало. Никто их не чурался, единолично не отделялся. Прадед, как и его потомки, был славен особенной крепостью не только тела, но и духа. Известен случай, как лошадь поднимал. Не молодецкой забавы ради (да и не юн был – за 70), для дела. Застряла скотина вместе с возом дров – непосилен оказался… А прадеду – в самый раз: поднатужился да и поднял лошадку, помог сдвинуться с места.

Революционные времена Белики встретили с пониманием: жить станет справедливее! Новая власть их не обидела – признала батраками. Хотя и крепко стояли на ногах, но батрачили, правда, не зная продыху. Есть имена Беликов в составе местных партизанских отрядов, отчаянно боровшихся с колчаковцами. Только когда страсти улеглись, грянуло время репрессий, выслали деда с семьёй в Красноярский край, в Туруханский район, в суровую тайгу. Тут и встретились родители Михаила Васильевича. Мама тоже была из ссыльных, тех, что не расслаблялись, не падали духом. Она – единственная в посёлке женщина, которая гоняла плоты по Енисею. Маленькая, ловкая, будто сговорилась с могучей рекой, видевшей в этом человеческом характере своё отражение…

Великую Отечественную войну они пережили здесь. Скольким ссыльным немцам жизни спасли! Делились пищей, хотя рисковали за это быть сурово наказанными: врагам помогаете! Охраняло тех немцев главным образом только кольцо непроглядной тайги. Бежать из неё было некуда, невозможно. А не явился в урочное время отметиться – значит, мёртвый. Говорят, по сей день находят в этих лесных дебрях человеческие кости – заблудился пленный или потерял силы от голода, да так и остался навечно в красноярской тайге. Михаил Васильевич сам такое видел, когда ездил в Туруханский район, где и теперь помнят сердобольных, трудолюбивых Беликов.

 

Знаешь, всё ещё будет…

Когда время страшных репрессий завершилось, семья долго не думала, куда ехать. Вернулись в дорогой памяти Черепановский район. Здесь строился большой планами посёлок Пушной, в котором росло богатое звероводческое хозяйство, ждущее умелых рук. В Пушном поселились. Сюда и получили родители документы о реабилитации. Никакой государственной вины за ними обнаружено не было.

О трудовом пути в зверосовхозе Михаил Васильевич сегодня так вспоминает: «Пришёл водителем. При директоре Смышляеве время было горячее – росло хозяйство, кипела работа! Но я сделать порученное успевал. Даже в техникуме отучился: руководство настаивало. Жена, дети – всё у меня было как у людей».

Ценили мужика за сметливость, инициативность, творческий подход к делу. Но время подготовило Белику очередную проверку на прочность. Ещё далеки были тучи грядущей перестройки, но 80-е звали предчувствием новых перспектив и возможностей. Коллегу назначили директором нового зверохозяйства в Омскую область. Он искал себе надёжного соратника, знающего дело, того, на кого можно положиться. И выбрал Михаила Васильевича. А тот новых перспектив никогда не страшился. Искал в них проверку собственных знаний и сил, возможность принести пользу другим – согласился.

Не пожалел, что снялся с насиженного места. Забрал семью, постепенно обустроился. С новыми силами принялся за знакомое дело. Омское звероводческое хозяйство твёрдо стояло на ногах. Вокруг вырос посёлок с домами для работников – красивый, ладный.

«Только ничего теперь от былого великолепия не осталось. Одни руины. Ездил, видел…», – вздыхает Белик. Там он был заместителем директора. Всё – от пищи поголовью до строительных работ – через него прошло. Ладилось дело, были перспективы… Но «застой» с его предсказуемостью сменили 90-е. Жизнь понеслась кубарем – бандиты, рэкет, обман стали править миром. Ещё по инерции, благодаря природной сметливости, какое-то время Михаил Васильевич выполнял своё дело, но судьба летела в неизвестность. Его семейная жизнь тоже. Они расстались с супругой. Вместе с ребятишками она уехала жить в Черепаново. Свой старенький домик снохе с детьми освободила его мама.

Скоро на жизненном пути появилась женщина, с которой неразлучны четверть века. Ирина Михайловна оказалась абсолютной единомышленницей – всегда весёлая, лёгкая на подьём, не зацикливающаяся на сложностях, которые щедро подкидывает жизнь. Вместе супруги Белики вырастили двух её дочек, определили, помогли с жильём.

А ещё Ирина Михайловна не боится созидать. Умеет и любит благоустраивать. Интересно же собственный строительный проект довести до финала! Они перебрались жить в Пушной, где этим человеческим талантам суждено было развернуться.

Здесь не принято делить движимое, недвижимое ли на «твоё» и «моё». Всё, что зарабатывали, вкладывают в общее дело. Он, приехав, работал в животноводстве одного из местных хозяйств, завхозничал в бюджетных учреждениях. Она была медицинской сестрой. Зарплаты объединяли… и со временем вырастал новый дом. Многим казалось если не смешным, то мало перспективным, когда в будущий фундамент (который сами и вырыли) укладывали собранные в округе обломки. Потом заливали их бетоном… Приближались к стенам, поднимались до крыши… Но вот он, дом, где каждый уголок твой. В прямом смысле.

Эта увлечённость, желание ни от кого не зависеть и не ждать, чтобы кто-то посторонний решил, наконец, твой жилищный вопрос, сплотило и без того дружную семью. Будней, праздников друг без друга здесь попросту не представляют. И другим говорят: «Милости просим на «улицу Беликов»!». У них точно есть чему поучиться.

Фото автора; из личного архива героев материала.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: