Как-то странно осознавать, что каждый из нас когда-то был ребёнком детсадовского возраста. Многослойный жизненный опыт, подобно снежному кому, с годами становится всё больше и запутаннее, постепенно затмевая собой первые, самые непосредственные впечатления, и тем сложнее понять ребёнка, чем дальше мы сами от собственного детства. В какой-то момент — никто никогда не понимает, в какой именно — доступным становится лишь взгляд со стороны, и это, в общем, нормально. По крайней мере, неизбежно. В результате это даже превращается в отдельную профессию со своими особенностями и «заморочками», а воспитатель со временем обзаводится набором технологий и методик, которые помогают учить и воспитывать дошколят. Именно эти люди 27 сентября отмечают свой профессиональный праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников.
Так что же всё-таки доступно взгляду профессионала и не так прозрачно для человека, далёкого от этой сферы? Своими впечатлениями, наблюдениями и опытом поделилась Юлия Валерьевна Богоевская, педагог-психолог детского сада № 7 «Светлячок» им. П. С. Гапоненко.
– Как Вы пришли в эту профессию и почему именно в неё?
– А я даже не задавалась вопросом, кем хочу быть, – уже в старших классах знала, что приду сюда. Моё знакомство с детским садом началось, когда мне было всего три года, и больше мы со «Светлячком» не расставались. Моя мама проработала здесь больше тридцати лет, так что я даже в школе постоянно знала, чем живёт и дышит мой детский сад. В 18 лет сама пришла сюда работать и параллельно поступила в педагогическое училище на заочное отделение по специальности «воспитатель детей дошкольного возраста». Затем получила высшее образование в НГПУ. Сначала была младшим воспитателем, потом более десяти лет – воспитателем, сейчас – педагог-психолог. Это тоже работа с дошкольниками, но немного в другом формате. Нагрузка другая, документации больше, всё новое, приходится набирать новый материал, много новой литературы, новых сведений, методик…
– Весь день Вы на работе. А после, каким занятиям себя посвящаете?
– Увлечений хватает: рукоделие, садоводство, огород. Ещё очень люблю читать, у меня дома неплохая библиотека. Алмазная вышивка хорошо успокаивает. Это умиротворяет, когда создаёшь красоту своими руками.
– То есть необходимость себя успокаивать всё-таки есть? Это Ваш способ не выгореть на такой работе?
– Нет, на такую работу надо идти, только если ты осознаёшь и понимаешь, что тебя ждёт, и принимаешь это. Пока ты с детьми, ты обо всём забываешь, у тебя нет времени о чём-то лишнем размышлять, ты весь в них, иначе никак.
– Получается, чтобы не выгореть на работе, надо изменить к ней отношение?
– Да, нужно любить свою работу и с пониманием относиться к сложностям, они есть в любой профессии. Если ты это понимаешь, то она приносит радость. Здесь можно зарядиться позитивом от самих детей: они же как «энерджайзеры»! А если ты любишь детей и стараешься их понять, то всё хорошо. Конечно, если человек по какой-то причине просто вынужден работать по этой специальности – нет возможности найти другую или что-то ещё, ему тяжелее. А если он осознанно идёт сюда, то, по-моему, не должно быть никакого сопротивления.
– Но страх перед детьми бывает? Понятно, что маленькие, но всё-таки себе на уме!
В первые дни, конечно, страх присутствовал. И детей боялась, и родителей. Страшно было сделать, сказать что-то не то. Но мне очень повезло с наставником – Галиной Ильиничной Ретунской. Она была моей воспитательницей, и потом так получилось, что я попала к ней же в группу, когда пришла работать, и она уже учила меня быть воспитателем. Объясняла, как работать с детишками, как их организовать. И как общаться с родителями. Ещё очень помогала наш старший воспитатель Елена Семёновна Гордеева. Она знакомила с методиками и технологиями, показывала методы и приёмы. Когда изо дня в день делаешь свою работу, что-то читаешь, изучаешь, тогда уже понимаешь, что гораздо меньше шансов ошибиться, сделать что-то не так, и уже более уверенным в себе становишься. Но дети могут подкинуть в любой момент сюрпризы.
– Например, какие?
– Ну, например, ребёнок может просто расплакаться, потому что он не уверен, что у него получится то, что он хочет сделать. Мы предлагаем на занятиях рисовать или лепить, а он увидел образец рисунка и испугался, что у него так не получится. Тогда надо поэтапно с ним это проработать, дать понять, что всё это выполнимо, и он с этим справится.
– А сами дети из года в год меняются, или каждая новая группа похожа на предыдущие?
– Меняется время, поколения, дети становятся другими. Раньше они больше слушали, а сейчас нам нужно много внимания уделять слуховому восприятию. Очень много информации дети сейчас получают через гаджеты, а на слух уже не так хорошо. Мы их этому обучаем, чтобы были и другие направления в развитии, да и в школе им это пригодится. Было бы хорошо, если дети, не только детсадовцы, от гаджетов отрывались, выходили из дома, гуляли, играли в различные подвижные игры, общались, для развития это очень важно.
– Кстати, об играх. Как Вы относитесь к тому, что ребята, когда играют, зачастую сами себя ставят в травмоопасные ситуации?
– А какое детство без синяков и шишек? Они двигаются, не могут сидеть на месте, им надо друг с другом взаимодействовать, бегать, прыгать, без этого – никак. Ну, а в садике возможности получить травму у них гораздо меньше, они здесь всегда под присмотром. Ну если только ребёнка вообще никуда не выпускать, изолировать, в какую-нибудь оболочку непроницаемую поместить – тогда да, он будет без царапин и синяков. Но это и нереально, и странно.
– С детьми, наверно, каждый день что-то новое. Какие особенно забавные случаи запомнились Вам на работе?
– Однажды прочитали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». После дети пошли обедать, а мальчик берёт кружку с компотом и говорит, мол, я пить не буду, потому что я не хочу стать козлёночком. Малыши вообще всё буквально воспринимают. Ещё они стараются быть похожими на взрослых, особенно в ролевых играх – отображают жизнь, которую наблюдают дома, в семье.
– А как насчёт детских реплик? Наверняка ведь выдают что-то такое, о чём потом можно думать весь день, а то и всю жизнь?
– Ну, составлять «топ цитат» возможности нет, только если диктофон всё время держать включённым, дети же всё время что-то транслируют. Часто случаются оговорки: «страшная» группа вместо «старшая», «бродрое брутро» вместо «доброе утро», всякие «почемучта» и тому подобное. Ещё вопросы: почему трава зелёная, почему папа сказал то-то и сделал так-то? Или вот: почему умер дедушка? И теряешься, не сразу понимаешь, как объяснить. По разным причинам детские вопросы могут поставить в тупик.
Дети намного проще воспринимают мир и более открыто смотрят на всё происходящее. Они более доверчивы, хотят, чтобы их поняли и приняли. Это такие же люди, но в чём-то они лучше, чем взрослые.
– И всё же, например, вернувшись в прошлое, Вы выбрали бы тот же путь или связали жизнь с чем-то другим?
– Всё равно бы, наверно, сделала тот же выбор. Я люблю свою профессию и считаю её очень важной и нужной. Думаю, мои коллеги со мной согласятся.
Дорогие дошкольные работники, люди нелёгкой и очень ответственной профессии! В ваш праздник мы искренне благодарим вас за добрые сердца, терпение и выдержку, за тот огонёк творчества и задора, который делает жизнь детей в детском саду радостной, а каждый день неповторимым! Пусть наше огромное уважение и любовь наших детей согревают вас! Пусть ваш труд оценят по достоинству и почаще расцветают на ваших лицах улыбки! Желаем вам крепкого здоровья, благополучия в семье и вдохновения в работе!
Информационно-методический центр развития образования.