Талант или профессия?

Игорь Кожухов (слева) писатель, член Союза писателей России; Михаил Хлебников, кандидат философских
наук и критик

Писатель и критик — о литературном творчестве

Почему многие люди хотят заниматься литературным творчеством, заведомо зная, что это вряд ли принесёт деньги или славу? Можно ли написать книгу, имея в качестве ресурса только свою фантазию? Какими качествами нужно обладать, чтобы стать писателем? Зачем вообще им становиться?

Вопросы, которыми 20 октября предложили задаться гости черепановской библиотеки, оказались как минимум интересными, а кого-то даже могли поставить в тупик. Можно начать изо всех сил искать ответы и, в конце концов, что-то для себя открыть. Такая цель была очень даже уместна, ведь на встречу с гостями пригласили юношей и девушек в возрасте до 25 лет. Пришли учащиеся нескольких черепановских школ и студенты младших курсов педагогического колледжа. Ещё не отошедшие на второй план вопросы самоопределения сделали это событие полезным, как говорится, здесь и сейчас и потому состоявшимся не впустую. Встреча, организованная «Гильдией молодых библиотекарей», проходила в большом зале Дворца культуры в рамках проекта «Молодёжный краеведческий марафон «Навстречу сибирской литературе». С молодёжью общались сибирский писатель Игорь
Кожухов и критик, кандидат философских наук и тоже писатель
Михаил Хлебников.
Первый рассказ Игоря Александровича был написан в 1998 году, но друзьям и близким не понравился, и новообретённое «ремесло» было на какое-то время заброшено. Сам он утверждает, что всерьёз начал заниматься этим около десяти лет назад, к тому времени уже перепробовав много профессий и, видимо, настоящего себя обнаружив только в этом деле. Сегодня Кожухов официально является членом Союза писателей России («В 2017 году я общался с такой серьёзной комиссией из Москвы, прошёл там через все круги ада, потом мои произведения попали в столицу, там прочитали, и меня приняли», – рассказывает писатель), у него накопилось уже около семидесяти рассказов и готовится к выходу приключенческий роман, написанный на заказ. При знакомстве с малой прозой Кожухова сразу становится очевидно: вдохновляется автор творчеством Шукшина.
Ничего удивительного: большую часть жизни провёл в родной деревне – в городе прижиться так и не удалось. Потенциальным читателям в лице черепановской молодёжи он открыто и вдохновенно рассказал о любви к русской классике, о Чехове и Булгакове, противопоставляя их, как это почему-то часто случается, современным авторам, которых, по собственному признанию, не читает и не понимает. Парадоксально, ибо сам он при этом относится к числу таковых. А мотивирует, придаёт сил и желания творить пока ещё не слишком высокая популярность, хотя уже сейчас по запросу «Игорь Кожухов» в «Google» одна из первых ссылок ведёт на страницу писателя на Проза.ру.
Михаил Хлебников, выпускник филологического факультета,
автор ряда философских книг и множества критических материалов в различных литературных газетах и журналах, присутствовал на встрече больше с целью вызвать собеседников на рассуждения о писательстве как таковом.
Тогда-то и прозвучала большая часть теоретических вопросов,
ответы на которые участники попытались найти в дискуссии. По мнению самого Хлебникова, каждая книга – это чья-то жизнь, сжатая и концентрированная, которую читатель проживает и на
время делает своей собственной жизнью.
– Читая книгу, – размышляет критик, – мы обнаруживаем, что
какой-то человек, который уже умер сто или двести лет назад,
как-то так составил слова, что сейчас они особым образом влияют на нас, заставляя смотреть на мир по-другому. И возникает желание самому что-то написать, даже если знаешь, что на этом не заработать и популярным не стать. Но на одной фантазии и книгу не напишешь, и вообще далеко не уедешь, нужно быть трудолюбивым и упорным, готовым к отказам от издателей, а они точно будут. Главное, продолжать писать, «прокачиваться» в этом. Ведь писателем может стать фактически любой из нас: будущему музыканту нужно как минимум научиться на чём-то играть, режиссёр должен иметь средства, подобрать актёрский состав и ещё много чего сделать для съёмок фильма, а писателю не надо никаких дополнительных ресурсов – достаточно иметь какие-то мысли и уметь их формулировать. Чтобы стать хорошим автором, нужно только развивать в себе эти умения. Это и призвание, судьба, и в то же время ремесло.
И талант, и навыки. Но пусть громкие статусы и звания никого не пугают: гости хоть и располагались в большом зале, на сцене, и в лучших традициях официального пафоса разговаривали в микрофоны и имели под рукой аккуратные стаканы с водой, но сам разговор строился в такой непринуждённой и лёгкой обстановке, что складывалось ощущение ненавязчивой
домашней беседы. А для тех, кто всё же не хотел принимать участие в дискуссии, организаторы мероприятия приготовили приятную альтернативу – интеллектуальную игру «Литературное кольцо Сибири», проходившую в это же время в малом зале.
Встреча с литераторами – настоящая отдушина для тех, кто ищет
себя в мире искусства. Возможно, благодаря состоявшемуся диалогу, чьё-то «ищу» благополучно изменится на «нашёл».

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: