Технический прогресс — в образовательный процесс!

Девятиклассник Женя Грязнов измеряет сатурацию Тамаре Викторовне

Есть у работников образования такое высказывание в форме риторического вопроса: справится ли хороший учитель со своей работой, имея только обычную классную доску и мел, безо всякого современного оборудования – компьютера, проектора,  интерактивной доски и прочего? И понятно, что ответ не нуждается даже в озвучивании. Но вот другой вопрос: всегда ли подобные инновации, что называется, «не будут  лишними», в любом случае пригодятся и облегчат жизнь педагогу и ученикам? Надо  думать, что это зависит уже от самого учителя. И немножко от учеников, кто бы что ни говорил.


А именно по этому поводу состоялось в среду, 27 октября, торжественное открытие образовательного проекта «Точки роста» в Майской школе. Присутствовали директор школы Светлана Владимировна Евсикова, заместитель главы администрации района Наталья Анатольевна Вяткина, начальник управления образования Тамара Викторовна Киселёва, заместитель председателя районного Совета депутатов Роман Сергеевич Бессонов.
Руководитель школьного центра «Точки роста» – учитель химии и биологии Татьяна Владимировна Данькова, которая также презентовала нововведения в рамках своих предметов, наряду с учителем физики Сергеем Ивановичем Абаниным.
Однако речь идёт не о компьютерах и проекторах – к таким «игрушкам» школы уже  привыкли.
– Есть вот такой робот – рука-манипулятор, – показывает Сергей Иванович.
– Ему можно установить перо, тогда он сможет писать на бумаге то, что вы зададите в программе. Там есть лента, с помощью которой можно делать трёхмерные фигуры, как в  3D-принтере. Модель создаётся опять-таки на компьютере. Он многофункциональный.  Есть основной набор деталей, из которых собирается сам робот, основа, плюс три дополнительных набора, которые расширяют функционал. Появляются дополнительные  возможности. Ну, например, можно создать робота, который будет двигаться по классу, невзирая на расположение предметов, то есть он будет их обходить, у него есть датчик, который определяет наличие объекта.
Это, безусловно, интересно, и освоить такого умельца – тоже саморазвитие. Но не сводится  ведь вся физика к сборке робота, способного наворачивать круги вокруг парт?! «Завезли»  ли нечто такое, что отразится на изучении предмета как такового? В ответ Сергей Иванович показывает маленькие коробочки – специальные датчики:
– Если раньше все показания мы снимали с помощью аналоговых приборов (которые со  стрелочками), то теперь все результаты отображаются в цифровом виде – таблицы, графики. После установки программного обеспечения мы включаем про-грамму.  Датчики, которые будут снимать показания, подключаются по Bluetooth. Хотим измерить  температуру воды – берём датчик темпера-туры воздуха и жидкости, все остальные  отключаем.
Нажимаем кнопку «Пуск». Опускаем датчик в воду и на графике видим отображение  температуры. Если хотим отправить эти показания в таблицу, нажимаем соответствующую кнопку – все значения представ-лены. Длительные процессы  – например, замерзание воды – также снимаются с точностью до десятых до-лей градуса.  Или вот хочу я измерить напряжение на батарейке. Отключаю датчик температуры и  подключаю датчик напряжения, затем подсоединяю его к батарейке – прибор выдаёт  напряжение.
Но какую прямую пользу для образовательного процесса можно из всего этого извлечь?
– Во-первых, на-много быстрее будут проводиться опыты, и в течение одного урока  больше учащихся успеют попробовать сами. Во-вторых, сейчас каждый ученик работает  над каким-нибудь проектом, к каждому учителю человек десять-пятнадцать записалось. С  появлением нового оборудования у ребёнка руки немножко развязываются, он может уже  на практике что-то посмотреть и реализовать, для проектной деятельности это очень  хорошо.
В-третьих, на самих уроках можно вводить новые виды работ, заниматься тем, что раньше  было невозможно, так как не позволяли приборы.  Это оказалось применимо и к  дисциплинам Татьяны Владимировны. Только «коробочки» там другие: датчик частоты  дыхания, темпера-туры тела, ЭКГ, кистевой силы, пульса и артериального давления. Измеряем, напри-мер, давление – получаем результат в виде графика в движущейся в  реальном времени линией: чем ниже она опускается, тем ниже становится давление у человека. Измеряем кистевую силу: человек сжимает измеритель в руке – показания на экране.
– Уверена, что вы по-другому посмотрите на предметы, которые за-тронули «Точки роста»,  и они станут для вас немножко легче, – комментирует Татьяна Владимировна. – На базе нашего центра планируется работа кружков «Робототехника», «Юный фермер» и  «Химия вокруг нас». Мы будем сотрудничать и с другими школами района. Также  планируется проведение множества раз-личных внутришкольных воспитательных мероприятий, куда будут приглашены и ваши родители.
– В этом году в проекте участвуют пять школ района, – подхватывает Тамара Викторовна  Киселёва. – В следующем году планируется открытие ещё пяти «точек роста». Здорово, что  у вас появляется возможность разнообразить свой образовательный процесс и сделать  жизнь более насыщенной и интересной!
Стоять на одном месте вы уже не сможете: точка есть, рост назначен, и теперь вам следует  только идти вперёд и расти. Уже не получится оставаться на прежнем уровне, ведь невозможно будет устоять. Уроки будут организованы намного интереснее.
29 октября проект официально открылся и в Пушнинской школе – она и стала пятой  школой района, включившейся в проект. Демонстрировали работу оборудования здесь  даже не учителя, а сами дети. Надо отметить, что и оформление самих кабинетов в школах преобразилось, и в них стало намного приятнее находиться. Да и в целом такие новшества  действительно можно и нужно использовать во благо образовательного процесса. Другое  дело, что они не ста-нут гарантом этого блага. Заинтересовывать скучающего ученика по- прежнему придётся не только этим, иначе он лишь развлечётся и не более того. А с теми, кто интересоваться не хочет принципиально, выстраивать общение в любом случае  придётся как-то иначе.
Словом, хороший учитель всё-таки справится со своей работой безо всяких роботов и  датчиков, а замотивированный ученик освоит без них предмет. Но оба они понимают, что  глупо отворачиваться от инструментов, с помощью которых можно сделать учёбу интереснее, разнообразнее, удобнее и проще. И, да, в умелых руках – продуктивнее и информативнее.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: