Что и как делать в случае войны
Со стороны казалось, будто ничего и не происходило, – видимо, чтобы не тормошить спокойную атмосферу рабочих будней и никого не отвлекать от дел. Разве что пару раз за день можно было услышать вой сирены – это проверяли работоспособность системы оповещения в рамках проходивших в районе 17 и 18 ноября штабных учений.
Цель, как всегда, неизменна и прозрачна: убедиться в том, что в случае возникновения реальной угрозы безопасность населению будет обеспечена. Официально этот комплекс мероприятий называется «Перевод гражданской обороны Черепановского района на работу в условиях военного времени при угрозе применения противником современных средств поражения» – на одном дыхании не произнесёшь, зато полноценно отражает суть, и добавлять ничего не надо. Войска предполагаемого противника получили название «Восточные», наши – «Северные». Условную обстановку, служащую «фоном» для проведения мероприятий, озвучил заместитель начальника Центра гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области Виктор Иванович Ишимов на утреннем совещании в районной администрации:
– По состоянию на сегодня военно-политическая обстановка вдоль границ «Северных» приобрела необратимые тенденции. К 15 ноября «Восточные» завершили создание морских и наземных группировок, объявили о возможности нанесения превентивных ракетно-авиационных ударов, ведут активную борьбу и радиотехническую разведку, осуществляют ежедневные полёты авиации вдоль границ «Северных». «Северные» привели в высшую степень боевой готовности объединения Вооружённых сил. Соединения и части военно-воздушных сил и противовоздушной обороны приведены в готовность отражения массированных
ракетно-авиационных ударов «Восточных». В ночь с 17 на 18 ноября на отдельных участках Транссибирской магистрали прервано движение поездов. По решению правительства Российской Федерации с 7.00 сего дня субъекты Дальневосточного и Сибирского федеральных округов приступили к переводу гражданской обороны на работу в условиях военного времени. Мы получили сигнал, в котором поставлена задача ввести в действие план гражданской обороны и защиты населения района в полном объёме. Одновременно осуществляется ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических и диверсионных актов на социально опасных объектах и объектах транспорта. Итак, задача – ввести в действие план гражданской обороны, то есть принять все меры по защите населения от каких-либо возможных опасностей.
Индивидуальные задачи поставил глава района Сергей Николаевич Овсянников:
– Председателю эвакуационной комиссии района Наталье Анатольевне Вяткиной провести уточнение всех расчётов по проведению мероприятий, развёртыванию пунктов высадки, приведение в готовность транспорта, предназначенного для перевозки населения с пунктов высадки к месту назначения. Председателю комиссии по повышению устойчивости функционирования Наталье Александровне Буховец организовать выполнение в полном объёме мероприятий по повышению устойчивости организаций, необходимых для выживания населения.
Заместителю главы района Игорю Владимировичу Жаркову организовать круглосуточное дежурство руководящего состава района. Группу контроля развернули в здании районной администрации, запасной пункт управления – в школе № 4. Помимо Черепаново, были задействованы и два городских поселения: в Дорогинской и Посевнинской школах развернулись эвакопункты. Их задача – в условиях чрезвычайного положения и опасности массовой гибели людей принять и расположить эвакуированных из Новосибирска.
Дальнейшие события развивались на отдельных участках, оборудованных под специальные функциональные пункты. Например, городская баня № 1 на время учений превратилась в санитарно-обмывочный пункт, где работали сотрудники «Коммунальщика», также представлявшего станцию обеззараживания техники. Здесь люди будут проходить санитарную обработку в случае, например, химического заражения. Сначала сдают все свои документы, вещи и одежду. Всё герметично упаковывается в разные мешки. Сотрудники пункта заполняют на каждого человека отдельный документ, куда вносят данные о его личности, и список всех предметов, которые он сдал, после чего он расписывается за каждый пакет. В зависимости от уровня заражения одежда
либо утилизируется, либо обрабатывается и стирается. После этого человек идёт в раздевалку, проходит санитарную обработку, получает мочалку и мыло и переходит в помывочное отделение. Индивидуальное для каждого одноразовое полотенце сразу утилизируется. После этого можно получить одежду и обувь в подвижном пункте вещевого снабжения, расположившемся в раздевалке.
Здесь работает группа в составе шести человек – сотрудников Торгового центра на центральной площади. За 10 часов работы они могут выдать до 1 500 комплектов одежды и обуви. Дежурит в здании и медицинский работник – на случай, если кому-то понадобится неотложная помощь.
В результате проведённого осмотра и проверки руководитель группы по обеспечению практических мероприятий Николай Аркадьевич Бызов сделал такой вывод: – Санитарно-обмывочный пункт в городе Черепаново успешно развёрнут на базе бани № 1. Люди подготовлены, знают свои обязанности, понимают, что они должны делать.
Другими словами, пункт готов работать по предназначению. Аналогичного вердикта удостоился подвижной пункт питания, развернувшийся в виде небольшой палатки рядом со зданием администрации на базе Черепановского политехнического колледжа. Внутри уместились небольшая кухня, накрытый стол и печь.
– Данный пункт предназначен для обеспечения горячим питанием личного состава аварийно-спасательных формирований в районах размещения и при ведении неотложных работ, а также пострадавшего населения, – рассказывает начальник пункта Анна Владимировна Антропова.
– За 10-12 часов работы мы можем приготовить одноразовое питание, состоящее из одного блюда и чая, на 1 200 человек. Поварами в палатке работали студентки колледжа Валерия Соколова и Анастасия Гуляева. Итоги штабных учений подвели на совещании 18 ноября в 16.00.
Главное, о чём призваны напомнить такие мероприятия: «на произвол судьбы» в случае настоящей опасности никого не оставят, планы действий давно составлены, и мы верим в них. Но ещё важнее – верить в то, что проверять дееспособность этих планов на практике нам никогда не придётся, и делать для этого всё, что в наших силах.
Фото автора