Станция. Завод. Посёлок

Рабочему посёлку Дорогино — 80 лет

С 1924 по 1930 годы проводилась реконструкция железной дороги Новосибирск –  Барнаул. Реконструкцией предусматривалась замена деревянных мостов, усиление полотна пути и увеличение количества полустанков.
В 1924 году на 89-м километре построен и открыт разъезд № 8 (Дорогино). Были проложены 2 пути и 2 тупика, один из них предназначался для улавливания  вагонов в случае разрыва состава поезда, идущего в сторону ст. Посевная. Первые два года конторка разъезда и зал ожидания располагались в товар-ном железнодорожном вагоне.


К 1926 году были построены 4 деревянных домика, в которых разместились обслуживающий персонал, конторка станции и зал ожидания. С увеличением грузоперевозок  и пуском тяжёлых паровозов в 1938 году произведена вторая реконструкция магистрали. На станции Дорогино построен третий обгоночный путь.

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЗАВОДА
Шла Великая Отечественная война. Для защиты Родины и разгрома врага фронт  требовал всё больше и больше вооружения, боеприпасов, снаряжения, продовольствия. В Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке возводились  военные заводы. В июле 1942 года на ст. Дорогино развернулось строительство  минного за-вода, которое вело ОСМУ-7 (особое строительно-монтажное управление № 7) Новосибирского треста «Сибспецстрой» министерства строительства  предприятий тяжёлой индустрии. Первыми строителями были солдаты- стройбатовцы, призванные из сельского хозяйства и промышленных предприятий. Из-за недостатка рабочей силы, техники, материальных и денежных ресурсов  строительство шло медленно, но время не ждало.
Когда война подходила к концу, в минном заводе отпала необходимость. Правительство приняло решение построить керамикотрубный завод  по выпуску канализационных труб на базе дорогинского и евсинского месторождений глин.
В конце декабря 1946 года часть цехов была сдана на освоение, а 15 декабря 1948-го  Госкомиссия приняла в эксплуатацию первую очередь завода. В 1950 году он принят  на полную мощность. Предприятие за счёт интенсификации процесса производства  достигло выпуска канализационных труб 400 условных км в год.

Действовало несколько цехов по выпуску труб: массозаготовительный, формовочный,  обжиговый, сушильное отделение. В обжиговом цехе работали сначала 3 горна,  позднее пустили ещё один. На каждом – по 4 обжигальщика. Топили углём. Трубы  закладывали в 3 яруса, сверху ставили пироскопы, которые показывали температуру  в горне. В 1951 году для 4-го горна была построена отдельная труба, которая сохранилась и сейчас.
В 1953 году правительство приняло постановление построить в нашей стране 5 керамических комбинатов, в том числе на станции Дорогино. Для этого было  создано новое Дорогинское строительно-монтажное управление. Первые 5 лет  строительство велось организованно, была создана строительная база, возводилось  жильё, один цех по выпуску изделий санстройфаянса. С организацией совнархозов в  нашей стране строительство керамкомбината замедлилось. С учреждением  министерства стройматериалов РСФСР в 1965 году его строительство возобновилось. В  феврале 1967-го Дорогинский керамико-трубный завод по приказу МПСМ РСФСР  переименован в Новосибирский завод керамических изделий. В 1968 году Госкомиссией принята в эксплуатацию первая очередь цеха по выпуску  санстройфаянса производственной мощностью 860 тысяч изделий в год. В 1971 году  по инициативе Новосибирского обкома КПСС построен цех фасадной плитки  мощностью 400 тысяч кв. м в год. На базе Дорогинского керамико-трубного завода и  образовался посёлок Дорогино.

РОЖДЕНИЕ РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА
Территория станции входила в подчинение д. Евсино. С 1942 года вошла в подчинение Посевнинского поссовета. 4 июня 1969 года решением Новосибирского облисполкома № 302 населённый пункт Дорогино отнесён к категории рабочего посёлка. В связи с оживлением строительства НЗКИ, увеличением населения до 3 тысяч человек в посёлке в 1968 году образовался Дорогинский поссовет.
До начала строительства керамкомбината примерно 20-22% рабочих и ИТР  керамико-трубного завода жили в одноэтажных домах и в домах барачного типа, а основная масса рабочих – в частном секторе. Появились первые улицы – Комсомольская, Керамическая (ныне Гоголя), Буровая (Фурманова), Немецкая  (Толстого).
В 1954 году началось строительство двухэтажных 8-24-квартирных домов с водяным  отоплением, водо-проводом, канализацией. В конце 60-х-начале 70-х стали возводить пятиэтажные дома, в которые заселялись семьи рабочих.
В 1976 году было открыто богатое месторождение кирпичных глин, началось  строительство завода керамических строительных материалов. В 1980-м завод был  сдан в эксплуатацию с мощностью 70 млн условного кирпича в год. Огромную  помощь оказали специалисты из Болгарии.
Они занимались пуско-наладочными работами импортного оборудования. Первым  директором стал Анатолий Лаврентьевич Аксёнов.
Неузнаваемо изменили лицо посёлка 70-е годы. Были построены школа на 1 176 мест,  аптека площадью 135 кв. м, центральный тепло-вой пункт для подачи горячей  воды, государственное жильё общей площадью 19 700 кв. м, открыт филиал музыкальной школы. В 1982 году появился детский сад «Солнышко» на 320  мест, в 1989-м – детский дом на 96 мест, в 1994-м пущена в эксплуатацию АТС на 1  100 номеров.
Люди славились не только производственными достижениями, но и спортивными.  Дорогинская хоккейная команда занимала призовые места на различных соревнованиях, ежегодно проводились лыжные соревнования, где участвовало до 20  мужских и 8 женских команд. В феврале 1984 года состоялось торжественное  открытие первой в районе освещённой лыжной трассы протяжённостью 1 километр.
Все события посёлка так или иначе переплетаются с судьбами людей. Потому что  люди – это его золотой фонд. И все они делают одно общее дело: умножают славу и  благосостояние Дорогино.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: