– После начала специальной военной операции на Украине временно образовался дефицит на некоторые товары. Резко поднялись цены, почти в два раза. Сейчас дефицита нет, но цены зависли по-прежнему на высоком уровне. Думаю, это неприемлемо. Почему никто не возмущается по этому поводу? В советское время была статья за спекуляцию, вёлся контроль. Сейчас же что – свободный рынок. Каждый устанавливает цену, какую вздумает. Ещё в феврале премьер Мишустин говорил, что нужно ужесточить контроль за повышением цен. Возникает вопрос: кто должен следить за ростом стоимости продуктов в магазине и почему никто этим не занимается?
Владимир Панов.
– Действительно, инфляция в России в годовом измерении превысила 16%, а по итогам года цены, вероятно, вырастут на 20-25%. Цены на отдельные виды товаров, в том числе социально значимые, растут ещё быстрее. В России вполне официально строится рыночная экономика, что изначально предполагает отсутствие любого регулирования цен. Государственное регулирование цен – серьёзное вмешательство в рыночные механизмы. Экономисты утверждают, что оно неминуемо оборачивается главными негативными последствиями – оживлением чёрного рынка и дефицитом отдельных групп товаров. Когда возникают напряжение с поставками или резкий рост стоимости товаров, как не так давно было с растительным маслом, сахаром и так называемым «борщевым набором», государство регулировало не напрямую, а через специальные соглашения и меморандумы между властями, производителями, оптовыми поставщиками и торговыми сетями.
Между тем, существует перечень отдельных видов социально значимых товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены (перечень утверждён постановлением правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 530). В него входят 24 наименования:
Говядина (кроме бескостного мяса); Свинина (кроме бескостного мяса); Баранина (кроме бескостного мяса); Куры (кроме куриных окорочков); Рыба мороженая неразделанная; Масло сливочное; Масло подсолнечное; Молоко питьевое; Яйца куриные; Сахар-песок; Соль поваренная пищевая; Чай чёрный байховый; Мука пшеничная; Хлеб ржаной, ржано-пшеничный; Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки; Рис шлифованный; Пшено; Крупа гречневая – ядрица; Вермишель; Картофель; Капуста белокочанная свежая; Лук репчатый; Морковь; Яблоки.
За тем, как торговые и иные организации соблюдают требования по части ценообразования, следит Федеральная анти-монопольная служба в лице своих региональных управлений. Контроль за ценообразованием на потребительском рынке ведётся в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.
При выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров применяются меры антимонопольного реагирования.
Телефонная «горячая линия» для приёма обращений граждан по вопросам изменения цен товаров, услуг и их наличия: +7-913-744-88-23. Звонки принимаются ежедневно по будням с 9.00 до 17.00, в пятницу до 16.00. Перерыв с 12.30 до 13:30. Электронная «горячая линия» для обращений по вопросам роста цен (работает круглосуточно без перерывов и выходных): https://fas.gov.ru/pages/goryachaya-liniya-po-cenam