Так называют Чуйский тракт – автомобильную дорогу, которая начинается в Новосибирске и заканчивается на границе с Монголией, протягиваясь на расстояние в 968 километров. В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список десяти самых красивых автодорог мира. В эти дни дороге исполняется 100 лет.
Древнейший путь из Сибири в Азию
Сотни лет по местам, где сегодня пролегает Чуйский тракт, среди гор проходили гунны, скифы и полчища Золотой Орды. Но активное освоение этого пути началось только c 1756 года, когда южные алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи.
Дорога на Азию сулила деловым людям новые привлекательные рынки. Однако долгое время русские дальше последнего своего поселения – села Алтайское – не ездили. Но торговые операции уже вели.
Трудность заключалась в том, что никакой дороги до Монголии не было, лишь узкая вьючная тропа соединяла русский и азиатский миры. Путникам приходилось неделями ночевать под открытым небом и жить всё это время впроголодь, ведь много провизии с собой не возьмёшь – брали лишь чай да сухари. Но находились авантюристы, готовые рискнуть здоровьем, жизнью и капиталом ради выгодного дела. Первыми добрались до монгольских, а позже и китайских ярмарок бийский купец Хабаров и змеиногорец Токарев. К середине XIX века русские уже имели десяток складов в Кош-Агаче. Это место и стало центром межгосударственной торговли.
Русские (в основном бийчане) везли азиатам ткани, железные изделия, галантерею, выделанную кожу. Спрос был бешеный. Китайцы, монголы, тибетцы восхищались нашими пилами, молотками, топорами и прочим, давали за них хорошие деньги или меняли на скот, шерсть и пушнину.
Отсутствие колёсной дороги от Онгудая до Кош-Агача (более 250 км) сильно сдерживало торговлю. А нужна она было не только купцам, но и политикам – для укрепления связей и позиций в Центральной Азии.
До конца XIX века на Алтай не раз приезжали чиновники и инженеры, осматривали тракт, составляли сметы работ. Но государство всё не решалось вкладывать сюда огромные суммы – ему и на железные дороги в то время хватало расходов.
Две дороги, два пути
В 1893 году Томская губерния получила долгожданные 45 тыс. рублей на строительство колёсной дороги до границы. Расчёты проверили ещё раз, и выяснилось, что на дорогу нужно в 10 раз больше! В дело вложились купцы. Они и ранее приводили в относительный порядок дорогу, сооружали мосты, переправы. В итоге общими усилиями к 1902 году соорудили нечто пригодное для передвижения на телегах.
Оборот купцов-чуйцев вырос с 500 тысяч рублей в 1870-е до 3 млн, но дорога начала разрушаться сразу после строительства. Через несколько лет она вернулась в первобытное состояние.
Летом 1914 года в Горный Алтай отправилась экспедиция под руководством Вячеслава Шишкова (писатель, автор романов «Угрюм-река», «Емельян Пугачёв» и др.) Его задача – посмотреть, что выгоднее, – пробивать тракт по старому направлению (через Белокуриху, Чергу и Шебалино) или по скалистому правому берегу Катуни через Майму и Усть-Сему. Экспедиция разделилась на две группы и обошла оба направления.
Метр за метром горные инженеры наносили свой путь на листы ватмана. Кто видел их, и сейчас поражаются, как аккуратно и точно всё было сделано.
Колоссальную работу по трассировке будущего тракта прервала Первая мировая. Однако к концу 1916 года, обработав материал Шишкова, государственные люди решили: дороге быть по долине Катуни.
Строителями тракта были заключённые, обнищавшие сибирские крестьяне.
Новый виток развития Чуйского тракта относится к годам советской власти. 26 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР он обозначен трактом государственного значения. А 1 января 1935 года был сдан в эксплуатацию.
Чуйский тракт был в числе 28 дорог не просто государственного, а стратегического значения. В 1961 году его началом сделали не Бийск, а Новосибирск, а последнее коренное переустройство прошло в середине 80-х, когда проложили новую дорогу через перевал Чике-Таман.
Сегодня Чуйский тракт – дорога федерального значения. Это значит, что на её содержание выделяют достаточно денег, чтобы поддерживать практически в идеальном состоянии.
Проехал по Чуйскому первым
История сохранила имя первого водителя, проехавшего по Чуйскому тракту. Его звали Николай Михайлов. В 1925 году он проехал по тракту на легковом автомобиле с подъёмным тентом. Чуть позже создали автотранспортное предприятие «Совавто», которое занималось перевозкой экспортно-импортных грузов. Ездили на «Лянчах», «Спа» и «Фордах». Наряду с мужчинами баранку на опасной горной дороге крутили и женщины.
Это нашло отражение в легендарной песне про Кольку Снегирёва. Ее написали в Бийске в 30-х годах. Её знали практически по всей стране.
Песня гласит, что Колька водил по Чуйскому свой АМО и безответно любил коллегу Раю, которая ездила на «Форде». Девушка как-то шутя сказала парню, что если он обгонит её на трассе, то завоюет её.
Однажды, увидев впереди на дороге раечкин «Форд», Снегирёв стал гнать изо всех сил и, не совладав с управлением, упал в пропасть…
Интересно, что у прототипа героя этой песни – Николая Ковалёва – судьба сложилась намного удачнее: его жена в войну дважды получала похоронки, а он вернулся живым и долго ещё шоферил по Чуйскому.
Есть по Чуйскому
тракту дорога,
Много ездило там
шоферов.
Но один был
отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирёв.
Впервые мелодия песни «Есть по Чуйскому тракту дорога» прозвучала в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень» (1964 год).
Автопробег по тракту
К 100-летию федеральной автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» 26 мая в Новосибирске был дан торжественный старт автомотопробегу. В нём приняли участие представители трёх регионов – Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай, по которым проходит знаменитый тракт.
С главной площади Новосибирска участники отправились в Барнаул, затем в Бийск, Горно-Алтайск и дошли до высокогорного села Ташанта, граничащего с Монголией. Завершился автомотопробег 29 мая в Майминском районе Республики Алтай.
«Чуйский тракт – это направление, которое знакомо каждому новосибирцу. Не зря он является одной из самых красивых автодорог мира. Провести автомотопробег, посвящённый юбилею тракта, – это прекрасная идея, и я уверен, что это ещё больше укрепит дружеские отношения Новосибирской области с соседними регионами», – сказал на открытии старта министр физической культуры и спорта региона Сергей Ахапов.
Автомотопробег открывает ряд масштабных мероприятий, посвящённых юбилею автодороги.
«Уже выпущена памятная монета, посвящённая Чуйскому тракту, почтовые марки, открытки, созданы аудиогиды», – отметила заместитель министра экономического развития Новосибирской области Анна Павлова.
Кроме того, замминистра добавила, что Новосибирская область работает над созданием новых туристических объектов, чтобы ещё большее число туристов интересовалось достопримечательностями региона и Чуйского тракта. Например, на границе с Алтайским краем в Черепановском районе планируется возведение выездной стелы с рекреационными зонами и фото-локациями, которая станет ещё одной точкой притяжения туристов.